Понедельник 29 Май 2017

 

Ислам в Тюменской области

 
 
Из анализа старинных рукописей «сачара» на арабской графике, передававшихся из одного поколения смотрителей «астана» (
некрополей средневековых миссионеров) другому поколению, вытекает, что Ислам на территорию нынешней Тюменской области пришёл через бухарских суфийских шейхов. Его внедряли адепты нескольких суфийских течений – яссавийа, накшбандийа, бекташийа, мевлевийа. Поэтому среди сибирских татар сохранилось уважительное отношение к этим шейхам и местам их захоронения.
 
Записки датского путешественника
О том, как выглядели тюменские мечети четыреста лет назад, мы можем судить по запискам неизвестного датского путешественника, рукописи которого были обнаружены в библиотеке Копенгагена и относятся к 1666 году. Ошибочно называя мечети церквями, датчанин сообщает: «… нет здесь ни картин, ни стульев, ни скамеек, но полы полностью покрыты коврами. Когда они входят в эти молитвенные помещения, снимают свои шапки и обувь (которая похожа на туфли), палки свои оставляют у дверей, в церкви садятся на корточки, гладят лицо обеими руками и наклоняются до пола, простираются и бормочут про себя на своем языке, а затем, примерно через час, уходят. В их церквях никаких колоколов, зовущих на молитву, нет. Для приглашения верующих на молитву один из старшин подходит к молитвенному дому, снимает свою шапку с повязкой, запихивает ее в посох, берется обеими руками за уши и, подняв лицо вверх, кричит что есть мочи: «Алла! Алла! Алла!» Это очень далеко слышно. Сделав так, старшина снова надевает шапку, берет палку и идет в церковь. Люди собираются на богослужение тотчас же». Любопытно, что датчанин, подробно описав быт «сибирских магометан», ничего не сообщает о полумесяцах над мечетями. Возможно, новый символ Ислама тогда еще не дошел до Сибири.
 
Разрушение и строительство мечетей
В первые десятилетия после присоединение Сибири к Московскому государству мусульмане не испытывали притеснений, о чем свидетельствуют записки западноевропейских путешественников. В частности, из сочинения датского путешественника, побывавшего в Сибири в середине XVII в., следует, что татары «… живут свободно, никому ничего не платят, продают много зерна, масла, рыбы, а также уток и других птиц, которых они ловят на реках силками и удочками". Сибирские бухарцы, информирует датчанин, не снимают шапки даже перед воеводой.
Тяжелые времена для мусульман края наступают в эпоху Петра Первого. По указу царицы Елизаветы Петровны от 1744 г. сибирским мусульманам запрещалось иметь мечети в населённых пунктах со смешанным населением, в результате чего были снесены 66 из 89 мечетей в Тобольском уезде и 19 из 32 – в Тюменском.
Остатки каменной мечети и упавшего минарета в городище Кызыл-Тура зафиксировал в 1711 году путешественник И. Фальк.
Тюменский историк В. П. Клюева, изучавшая указы и предписания Синода за Новокрещенский период, сообщает, что в Тобольском уезде было разломано 66 мечетей (оставлено 23), в Тюменском уезде 13 из 19.
Новый этап строительства мечетей в регионе связан с реформами царицы Екатерины II. В период ее правления, со становлением политики веротерпимости, в Тобольской губернии вновь строятся мечети и медресе.
Как показывают архивные источники, в 1788-1800 гг. в Тобольской губернии построено 15 мечетей. Во второй половине XIX века мечети были практически во всех татарских Юртах Сибири. Строились они по представлениям Оренбургского (позже Уфимского) Духовного Магометанского собрания, утвержденного Тобольским губернским правлением.
Некоторые мечети сохранились по сегодняшний день. Из поколения в поколение передаются легенды, связанные с их строительством в царское время.
 
Каменный Юрт в Тобол-Туре
Первой каменной мечетью в регионе стала мечеть Юрт Тоболтуринских (ныне село Тобол-Тура Тобольского района). Согласно преданиям, в годы правления царицы Екатерины доставку строительного материала в быстрорастущий стольный град Тобольск осуществляли татары. Извозчики сбрасывали в условленном месте часть кирпичей так, чтобы было незаметно для глаз начальства, и таким образом собрали достаточно материала для строительства каменной мечети в Тобол-Туре. Руководил стройкой местный аксакал Купшан-бабай. Рассказывают, что он ездил за разрешением в Санкт-Петербург.
 
Таинственный золотой казан и еще один чугунный
Другая интересная легенда связана с мечетью бывшего губернского центра, Тобольска.
Жил в этом городе на рубеже XIX и XX веков почетный бухарец, казначей Тобольского общества мусульман-прогрессистов, член учетного комитета в государственном банке, один из гостей царской семьи при праздновании 300-летия Дома Романовых, очень уважаемый человек, которого звали Тохтасын Сафарович Айтмухаметов.
Был он заядлым охотником. В те годы сразу за Уватом (на границе с нынешним Ханты-Мансийским округом Тюменской области) начинались охотничьи угодья, где остяки и вогулы (старое название хантов и манси) добывали пушнину для царской казны. Однажды Тохтасын-хаджи, бродя с ружьем по лесу, наткнулся на охотников. Остяки варили в большом черном котле еду. Проголодавшегося бухарца привел сюда сладкий дух, разносившийся по округе, кроме того, возле костра можно было отдохнуть от назойливых комаров. Охотники вежливо пригласили его к трапезе.
Увлекшись едой, ханты не заметили, каким пронзительным взглядом глядел на покрытый сажей казан Тохтасын. Что-то привлекло внимание потомственного торговца. Сейчас уже никто не может точно сказать, что именно. Возможно, казан нес в себе какие-то орнаменты, а может быть, тамгу (печать) самого хана Кучума. Ведь немало ходит легенд о спрятанных сокровищах сибирского хана. Остяки могли наткнуться на один из кладов и выбрать самое необходимое для жизни. Некоторые говорят, что казан, покрытый толстым слоем сажи, был из чистого золота, и об этом сразу догадался мусульманский казначей.
Тохтасын Сафарович уговорил остяков продать ему казан. Он отдал все имеющиеся деньги. А их у казначея, который к тому же был членом учетного комитета в госбанке, видимо, было немало, если ханты тотчас же отдали ему котел. По другой версии, охотники котел подарили.
Тохтасын-хаджи продал необычный казан, а на вырученные деньги построил две мечети – каменную в Тобольске, на улице Большая Пиляцкая (ныне ул. Пушкина), и деревянную в деревне Нижние Аремзяны. Тобольскую мечеть начали строить в 1890 году.
С другим необычным казаном связана еще одна легенда, рассказанная мне Рахимчаном Бухардиновым, имамом мечети села Сабанаки Тобольского района.
Лет 400 назад в деревню Абаул, что на границе Тюменской и Омской областей, в ледоход приплыл большой чугунный котел. Местные жители выловили его. «Этот казан сейчас у нас в мечети, – утверждает Бухардинов. – Он из чугуна высочайшего качества, щелкнешь пальцем, звенит как хрусталь, видимо, сделан из особого сплава, который издает звук, если огонь долго не касается казана. Он словно просит поставить его на огонь».
Сабанакской мечети тоже более ста лет. В конце XIX века разрешение у царской власти на ее строительство получал указной мулла Ашир Сайдашев, родной прадед нынешнего главы ДУМАЧР шейха Нафигуллы Аширова.
В хорошем состоянии еще находится деревянная мечеть в с. Авазбакеево Ялуторовского района, построенная в 1835 году бухарцем Аптыбаком Абдразаковым. «Предки умели строить, бревна и сегодня, словно кость, твердые», – рассказывал имам Авазбакеево Мансур Вахитов.
 
Сокровищница знаний в Ембаево
Самой впечатляющей по облику была на юге Тюменской области мечеть-медресе села Ембаево Тюменского района, построенная на средства бухарца-мецената Нигматуллы-хаджи Кармышакова в 1887 году. Кстати, по проекту архитектора Тобольской епархии РПЦ, немца-лютеранина Б. Б. Цинке.
Нигматулла-хаджи объездил весь Ближний Восток. В одну из поездок Кармышаков приобрел и привез в Ембаево волос в стеклянной колбе, который сегодня также хранится в фондах музея как экспонат «Волос Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)».
 
От казахских степей до Северного ледовитого океана
В 1862 году в Тобольской губернии насчитывалось 139 мечетей. В начале ХХ века мусульманские храмы имелись практически во всех татарских селах, а после издания царского положения «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году, мечеть появилась и в Тюмени. Свой личный двухэтажный дом по улице Спасская, 9 в пользу мечети пожертвовал бухарец Сулкарнай Речапов. В Государственном архиве Тюменской области сохранился вакуфный документ по передаче имущества.
Практически все мечети были закрыты в годы советских репрессий. Последнюю, действовавшую в селе Чикча Тюменского района, советам удалось закрыть только в 60-х годах ХХ века.
С началом перестройки в СССР мечети вновь стали возводиться на тюменской земле. Сегодня в регионе действуют свыше 100 мечетей.

 

Историческая справка подготовлена на основе открытых интернет-источников, в частности, использованы материалы сайта «Ислам в РФ». О современных реалиях жизни верующих в Тюменской области, если Бог даст, мы расскажем в следующих номерах нашей газеты.
 
Ильнур Файзуллин

 

Статьи номера

Статьи номера

Интервью номера

Личности в Исламе

Вопросы веры

Искусство

Суфизм

Вероучение

Мазхаб Абу-Ханифы

Ислам и здоровье

Семья в Исламе

Помощь ближнему

Ислам и наука

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Рассылка сайта