Понедельник 29 Май 2017

 

Ответы на вопросы читателей согласно мазхабу имама Шафии

 

 – Мой муж общается по телефону с женщинами, но, боясь скандала и развода, я ничего не делаю, чтобы остановить его. Есть ли за это на мне грех и что мне делать?

– Как известно, жена не в ответе за деяния мужа, но каждый мусульманин, будь он мужчиной или женщиной, заметивший порицаемое, то есть что-либо не соответствующее Шариату, обязан изменить, устранить его по мере своей возможности, как об этом говорится в известном хадисе:
«Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть изменит это собственноручно; если же он не сможет сделать этого, пусть изменит это своим языком; если не сможет и этого, то – своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры» (Муслим).
Следовательно, с каждого, кто увидит что-либо из порицаемого, будет спрошено: улучшил ли он это, изменил ли это по мере своих сил, посредством своих действий? Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «Кто увидит порицаемое» указывают на то, чтобы люди не следили друг за другом, но если увидите порицаемое, тогда на вас ложится обязанность изменить это.
Однако удержание от деяния, порицаемого Шариатом, требует соблюдения некоторых необходимых условий и отличается определёнными особенностями, которые установлены исламскими учёными. К таковым относятся и опасность возникновения фитны (смуты), а когда дело касается развода, то в некоторых случаях даже допускается ложь.
Поэтому вам следует действовать осторожно, призывать своего мужа оставить такой грех мудрыми наставлениями и добрыми словами.
 
 
– Говорят, что суру «Аль-Кафирун» нельзя читать самому, пока не проверился у знающего человека. Почему так говорят именно об этой суре?
– Любую суру или аят Корана не разрешается читать самовольно, пока человек не обучился правильному произношению и правилам чтения Корана.
Что касается суры «Аль-Кафирун», то эта 109-я сура Священного Корана была ниспослана в Мекке, когда мекканские язычники предложили Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заключить некий договор, согласно которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) должен был в течение года поклоняться их божествам, а на следующий год язычники будут поклоняться Господу Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ниспослав эту суру, Всевышний Аллах исключил возможность заключения подобного договора и пресек в корне надежды язычников («Сафват ат-тафасир»).
В этой суре приводятся аяты, в которых говорится о поклонении язычников своим божествам и мусульман – своему Господу; что мы не поклоняемся тем божествам, которым поклоняются язычники, и т.д. Следовательно, любая, даже незначительная ошибка может категорически изменить смысл, вследствие чего, читая эту суру, человек может произнести слова, выводящие его из Ислама. Во избежание этого рекомендуется сначала выучить правильное произношение этой суры у знающего человека.
 
 
– Прошло уже три года, как мы поженились, но муж до сих пор не выплатил мне махр (обещал купить машину марки «Тойота»). Если он купит мне машину другой марки, спишется ли с него его долг? Как правильно поступить?
– Махр – это имущество или услуга, которая становится обязанностью мужа перед женой по причине заключения брака. И мужу желательно не вступать с женой в интимную близость, пока он не выплатит что-нибудь из махра («Мугни аль-мухтадж»).
То есть махр является собственностью только жены, и она имеет право делать с ним всё, что пожелает в рамках Шариата. Муж, в свою очередь, не может лишить жену махра или присвоить его. Следовательно, после интимной близости жена становится полным владельцем того, что было названо в качестве махра, и имеет право требовать у мужа его выплаты.
Муж не имеет права заменить то, что было названо в качестве махра, на другое, но если жена согласна на это, то в этом нет проблемы, ибо жена имеет право простить мужу полностью махр, может подарить, уменьшить его в размере, т. е. может распоряжаться им, как и всем остальным своим имуществом.
Следовательно, с вашего согласия муж может купить машину любой марки, и с него спишется долг, а если вы не согласитесь на это, он обязан выполнить то, что было упомянуто в ходе заключения никяха. То, что муж назначил своей жене в качестве махра, но в последующем не смог выплатить, остаётся на его совести, как и остальные долги, т. е. при появлении возможности, он обязан его выплатить.
 
 
– Кто не нарушает омовения мужчины?
– Одним из четырех действий, нарушающих омовение, является соприкосновение поверхности кожи лиц противоположного пола. При соприкосновении тех, на ком по Шариату жениться нельзя (махрам), омовение не нарушается.
Следовательно, омовение не нарушается от прикосновения к женщине, на которой мужчине никогда не разрешается жениться по причине постоянного запрета. А для постоянного запрета имеются три причины:
1. Кровное родство.
Женщин-махрам по причине родства семь: 1) мать, бабушка (мать матери, мать отца), прабабушка и т.д.; 2) дочь, внучка (дочь сына, дочь дочери), правнучка и т.д.; 3) сестра родная (по отцу и матери) либо сводная (со стороны отца либо со стороны матери); 4) племянница (дочь родного брата (по отцу и матери) либо сводного (со стороны отца или матери); 5) племянница (дочь родной сестры (по отцу и матери), либо сводной (со стороны отца или матери); 6) сестра отца (тётя), также тётя отца (со стороны отца) и тётя матери (со стороны отца); 7) сестра матери (тётя), также тётя матери (со стороны матери) и тётя отца (со стороны матери).
2. Женитьба:
1) мать жены (тёща); 2) дочь жены (падчерица), если была интимная близость с её матерью; 3) жена отца (мачеха); 4) жена сына (невестка).
3. Грудное вскармливание:
1) молочная мать, её мать и т.д.; 2) молочная сестра – ею считается та, которая кормилась у твоей матери, или ты кормился у её матери, или вы (ты и она) кормились у одной и той же женщины; 3) дочь молочного брата; 4) дочь молочной сестры; 5) молочная тётя со стороны отца (это та, которая кормилась вместе с твоим отцом); 6) молочная тётя со стороны матери (это та, которая кормилась вместе с твоей матерью); 7) молочная дочь (это та, которая кормилась у твоей жены, и ты для неё будешь молочным отцом).
Также из-за кормления грудью при женитьбе становятся махрамами: молочная мать жены, т. е. та, которая кормила твою жену, молочная дочь жены, т. е. та, которая кормилась у твоей жены, жена молочного отца, жена молочного сына, т. е. жена того, который кормился у твоей жены.
 
 
– Почему омовение, если его делать без платка, считается действительным? Если нет других мужчин, то и намаз можно делать без платка?
– Следует отметить, что аврат женщины различается в зависимости от тех, кто может её видеть. Но аврат во время совершения намаза установлен Шариатом вне зависимости от того, что её видит кто-то или она находится наедине в дальней комнате, где её никто не сможет увидеть. То есть покрытие головы во время омовения не относится к условиям самого омовения. Следует избегать совершения омовение в присутствии посторонних мужчин, т.к. раскрывается аврат женщины.
Что же касается совершения намаза в таком виде там, где не присутствуют те, кому не разрешается показывать непокрытую голову, то делать так намаз нельзя, потому что покрывание головы установлено Шариатом. В любом случае, намаз, совершенный без полного закрытия аврата (всего тела, кроме овала лица и кистей рук), считается недействительным, вне зависимости от того, присутствуют там чужие мужчины или нет.
 
 
– Если девушка занимается бизнесом и ей приходится иметь дело с немусульманами, а они при встрече или при заключении договора протягивают руку для пожатия, как на это отвечать?
– Женщина имеет право заниматься бизнесом и другими делами при условии соблюдения всех правил поведения женщины в обществе, установленных нашей религией, несоблюдение которых переводит её деятельность в число запретных деяний. Более того, Шариат открывает перед женщиной все двери, которые дают ей возможность заработать, особенно когда у нее возникает необходимость зарабатывать себе на жизнь самой, ввиду отсутствия обеспечения от тех, кто обязан её содержать, или неимения таковых.
Одним из основных условий работы женщины где-либо или занятия бизнесом является закрытость тех её частей тела, которые запрещено оголять (ношение одежды, соответствующей нормам Шариата), и отсутствие запретного уединения с представителями противоположного пола, то есть работающая женщина не должна оставаться наедине с посторонними мужчинами. А также обязательно проявление серьезного отношения друг к другу, даже если они коллеги.
Что касается рукопожатия, то это является знаком приветствия и выражает открытость и расположение. Однако, когда рукопожатие происходит между чужими друг другу женщиной и мужчиной, это с точки зрения Шариата запрещено.
От Айши (да будет доволен им Аллах) передётся: «Никогда в жизни рука Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не касалась руки чужой женщины» (Бухари, 6674).
Учёные единогласно утверждают, что подобное действие однозначно запрещено (харам). Пожимать руку чужому мужчине (не махрам) – это действие, противоречащее нормам Шариата, и является грехом.
 
 
– Кто может быть опекуном девушки при выдаче ее замуж?
– Опекуном девушки, когда её выдают замуж, по приоритету может быть её отец, потом дед (со стороны отца), потом брат (родной по отцу и матери или сводный только по отцу), затем сын брата (родной по отцу и матери или сводный только по отцу), брат отца (родной по отцу и матери или сводный только по отцу), брат отца, родной по отцу и т.д. Все родственники по отцовской линии, которые могут быть её наследниками. При этом очень важно придерживаться последовательности. При отсутствии таковых попечителем невесты должен быть имам данной местности.
Однако ребёнок, помешанный человек (душевнобольной) – по причине старческой слабости или слабоумия и человек, признанный умалишенным, не могут быть опекунами для женщины. Если самый близкий родственник (например, отец), который должен быть опекуном, имеет хотя бы одно из вышеперечисленных качеств, опекуном он не может быть, и опекунство переходит к следующему. Стоит отметить также, что грешник (фасык) также не может быть опекуном («Минхадж ат-талибин»).

Рассылка сайта