Понедельник 29 Май 2017

 

Ответы на вопросы читателей согласно мазхабу имама аш-Шафии

– Как правильно омыть покойного?

– «После того как будет установлена смерть человека, желательно как можно быстрее его обмыть.

Минимум купания усопшего – это доведение воды до всего тела. Если на теле усопшего есть нечистоты (наджаса), сначала следует их удалить. Человек, обмывающий усопшего, не обязан совершать намерение на это.

При желательном методе купания усопшего кладут в отдельное закрытое помещение, куда не заходят посторонние люди.

Затем усопшего ставят на специально приготовленный для купания деревянный стол или носилки. Сторона, где находится его голова, должна быть выше, чтобы вода стекала вниз. На усопшего надевают длинное платье, а если его нет, то накрывают промежуток между пупком и коленями каким-нибудь материалом. Человек, который обмывает его, вводит свою руку под это платье и в рукава, чтобы доводить воду до изгибов тела и очищать его. Вода должна быть холодной, это способствует укреплению тела.

Далее усопшего приподнимают так, чтобы он был в наклонном положении. Купающий ставит свою ногу за спиной усопшего для упора, а правой рукой держит его шею, придерживая большим пальцем его голову. Левой рукой, надавливая, протирают живот усопшего, чтобы из него вышло то, что осталось. В комнате при этом следует использовать много благовоний, дабы блокировать неприятный запах. А воду следует наливать обильно, чтобы она быстро смывала нечистоты, которые могут выйти из тела.

Затем его укладывают на спину и, надев перчатки или обмотав руку тряпкой, моют его оба аврата (половые органы) таким образом, как живой подмывается после посещения туалета. Затем, надев другие перчатки, совершают усопшему малое омовение. Далее моют голову и бороду мылом или иным моющим средством. После этого широкой расческой расчесывают волосы головы и бороду.

Затем моют его правую сторону, повернув усопшего на левый бок, – от шеи до кончиков ног. Так же омывают и левую сторону. Желательно омывать таким образом по три раза, не считая тот раз, когда омывают мылом или моющим средством.

По окончании купания суставы и сухожилия тела смягчают соответствующим разминанием тела. Затем тело усопшего усердно протирают и сушат, чтобы не намочить саван, ибо это способствует его быстрому тлению.

Если после купания из тела выйдет наджаса, то необходимо удалить только ее. Повторять купание снова не обязательно.

Наиболее предпочтительным является, чтобы усопшего мужчину омывал мужчина, а женщину, соответственно, – женщина. Но при этом муж имеет полное право обмывать тело своей усопшей жены, и наоборот» («Минхадж ат-талибин»; «Мугни аль-мухтадж»).

 

 

– В нашем селе имам уже довольно старый человек, и он с трудом читает хутбу перед пятничным намазом. Можно ли за таким имамом совершать намаз?

– Действительность хутбы или намаза не зависит от возраста человека, который читает их или от скорости чтения. Однако если человек совершает ошибки при чтении суры «Аль-Фатиха» во время совершения намаза, то намаз человека, который не совершает подобные ошибки и следует в качестве мамума за ним, считается недействительным. Если человек, читающий суру «Аль-Фатиха» без ошибок, заранее знает, что имам их допускает, то ему не разрешается совершать за ним намаз вне зависимости от того, делает имам эти ошибки по уважительной причине или без.

 

 

– Почему Ислам уделяет большое внимание чистоте человека?

– Действительно, Ислам уделяет огромное внимание общей чистоте и гигиене тела. Это подтверждается и тем фактом, что каждая книга по фикху (мусульманскому праву) начинается с раздела «Тахара» (очищение).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Чистота – это половина веры» (Муслим).

Кроме этого, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел стричь ногти, чистить зубы, содержать в чистоте одежду и дом, удалять волосы на определенных местах тела, держать в чистоте тело, ухаживать за бородой и т.д. Иначе говоря, мусульманин должен содержать в чистоте себя и все, что его окружает.

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Поистине, Аллах любит кающихся (о прощении грехов) и любит очищающихся» (сура «Аль-Бакара», аят 222).

Мусульманин, соблюдая чистоту и личную гигиену, которая приносит ему самому огромную пользу, становится одним из тех, кого любит Всевышний Аллах. Поэтому Ислам уделяет чистоте огромное внимание и предписывает нам всегда быть чистыми и опрятными, ибо за это обещана большая награда.

 

 

– Летом, в сильную жару, работая на сенокосе, я пропустил несколько постов. Как мне быть, и является ли это грехом?

– Если человек испытывает трудности, равносильные тем условиям, по которым разрешается совершить таяммум при намазе (например, когда есть опастность для здоровья из-за соблюдения поста): при работах в саду, поле, на сенокосе, в пекарне, при топке угольных печей и т.п., он может прервать пост. А если существует реальный риск для здоровья, то поститься даже запрещено (грех).

Однако такой человек каждую ночь должен иметь намерение поститься, а если в течении дня будет подвержен трудностям, при которых дозволяется таяммум, он может прервать пост. Например, при болезни, которую в обычных условиях невозможно терпеть.

Следовательно, если у вас были подобные уважительные причины, то за это не будет греха. В противном случае вы будете человеком, пропустившим пост без уважительной причины. И ни в коем случае не дозволяется относиться халатно к пропуску хотя бы одного поста из месяца Рамазан, потому что Ибну Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал, что, всю жизнь возмещая, не восполнить пропущенный в месяц Рамадан пост.

Тирмизи, Нисаи, Абу Давуд от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передали, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто пропустит один день поста в месяце Рамадан без уважительной причины (указанной Шариатом), тот не сможет возместить его за всю оставшуюся жизнь» (Тирмизи, Абу Давуд). Смысл этого хадиса заключается в том, что за один пропущенный день в Рамадане невозможно откупиться постом всей оставшейся жизни, а вовсе не в том, что мы не должны возмещать пропущенные посты.

В любом случае, вы как можно скорее должны возместить пропущенные посты. А пропущенный, даже по своему желанию, один пост нужно возместить одним постом. Ибну Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал, что, всю жизнь возмещая, не восполнить пропущенный в месяц Рамадан пост (Шафиитский фикх).

 

 

– Возможен ли брак между дочерью отца и сыном матери от другого брака?

– Сын жены от другого брака и дочь мужа от другой жены являются друг для друга абсолютно чужими (не махрам) людьми, если не имеют между собой другого близкого родства, кроме того, что их родители являются мужем и женой. Следовательно, для заключения брака между ними не будет шариатских препятствий.

 

– На кладбище есть определенный участок, который принадлежит мечети, т.е. вакф. Мечеть там не собираются строить. Можно ли его выкупить и использовать под кладбище?

– Земля, переданная под строительство мечети, автоматически становится вакфом, даже если человек, передающий этот участок, не упомянул о вакфе. После этого земля становится не участком, принадлежащим мечети, а мечетью, вне зависимости от того, строится она там или нет. К этому участку применяются все ахкамы, которые применяются по отношению к мечети. По сути, этот участок является мечетью.

«Слова человека «я сделал этот участок земли мечетью» даже без дополнительного намерения делают его мечетью, даже если он не произнес слова вакфа, потому что мечеть бывает только вакфом. Однако если он делает намерение на вакф и добавляет слова «ради Аллаха», то этот участок, без сомнения, становится мечетью» («Тухфат аль-мухтадж»).

А если эта земля передана вакфом для нужд мечети, тогда вопрос стоит не так строго. Там можно построить мечеть или отдать землю в аренду, а вырученные средства расходовать для нужд мечети, но в любом случае продавать вакф запрещается, соответственно, и выкупать его.

«Если мечеть разрушена и нет возможности заново построить её, или она остаётся без применения по причине опустошения города, её не возвращают обратно во владение того, кто сделал вакф, также не разрешается её продажа ни в коем случае» («Мугни аль-мухтадж»).

Исходя из вышесказанного, вы не можете участок выкупить и использовать для похорон.

 

 

– Разрешено ли в Исламе играть в карты без ставок?

– Играть в карты запрещено, а со ставками – тем более. Играя в карты, люди убивают время, которое нам даёт Аллах, чтобы мы им разумно распоряжались и использовали для честного труда, молитвы, чтения Корана, книг и т.д.

Играть в карты запрещено по следующим причинам:

– Напрасная трата времени, от которой нет пользы ни в этой жизни, ни в жизни Вечной.

– Игра в карты подобна азартной игре в нарды, которая запрещена Исламом, в хадисе об этом сказано: «Тот, кто играет в нарды, будто погрузил свою руку в мясо и кровь свиньи» (Муслим, №4194).

– В ходе игры между игроками часто возникают ссоры, обиды, гнев.

– Такие игры заставляют забыть об Аллахе, намазе и т.п.

 

Рассылка сайта