Четверг 25 Май 2017

 

Основные нравственные обязанности мусульманина

Для каждого мусульманина следующие нравственные обязанности являются основными:

1. Обязанности перед Всевышним Аллахом, Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и Священным Кораном.
2. Обязанности перед самим собой (собственной личностью).
3. Обязанности перед своей семьей.
4. Обязанности перед всеми людьми.
Рассмотрим их подробнее.
 
1. Обязанности перед Всевышним Аллахом, Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и Кораном
Наши обязанности перед Всевышним Аллахом:
Все, что мы имеем: наши органы, природные богатства, а также сам факт нашего создания из небытия – все это благодаря Аллаху. Право пользования безмерными благами Аллаха предусматривает и ответственность за исполнение нами своих обязанностей перед нашим Создателем.
Мы обязаны:
– Верить в существование и Единственность Аллаха.
– Исполнять все предписанные поклонения.
– Избегать всего недозволенного.
– Ценить свою любовь ко Всевышнему Аллаху превыше всего.
– Поминать Его имя с глубоким почтением.
– Довольствоваться всем, что Он дает.
 
Обязанности перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует):
Всевышний Аллах поручил пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) передать людям религию Ислам. Любимый наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приложил все усилия для нашего спасения. При исполнении своей пророческой миссии Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) пришлось испытать много трудностей. Невзирая на все лишения, он распространил свет Ислама и помог людям обрести Путь Счастья и в этом мире, и в загробном.
Исходя из этого, мы обязаны:
а) Верить в то, что он самый главный и последний Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
б) Выражать свою любовь к нему и при упоминании его имени произносить салават (славословие – "Мир ему и благословение Аллаха").
в) Неуклонно следовать по указанному им Пути.
г) Его нравственный образ жизни должен служить для нас постоянным ориентиром.
 
Обязанности по отношению к Священному Корану:
а) Верить в то, что Благородный Коран был ниспослан Всевышним Аллахом для передачи людям всего мира через Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
б) Стараться читать Коран в соответствии с установленными правилами.
в) Стремиться к знаниям, раскрывающим значения аятов (толкования) Корана.
г) Выказывать предельное уважение к Корану при чтении и прослушивании его текстов.
д) Выполнять все предписания и избегать всего запрещенного в Священном Коране.
2. Обязанности мусульманина перед самим собой
 Ввиду того, что человек состоит из тела и души, наши обязанности перед самим собой делятся на:
1) Обязанности перед собственным телом.
2) Обязанности перед своей душой.
1. Обязанности перед собственным телом
Для того чтобы иметь здоровье и силы для исполнения предписанных поклонений, мы:
а) Обязаны следить за своим питанием. Питание наше должно быть по возможности сбалансированным и состоять из дозволенных продуктов.
Сказано в Коране (смысл): «O люди! Ешьте тo, чтo нa зeмлe, дозволенным, благим, и не следуйте пo стопам сатаны, вeдь oн для вac вpaг явный!» (сура «Аль-Бакара», аят 68).
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) желал, чтобы мусульмане были сильными, говоря: «Сильный верующий лучше слабого и более любим Всевышним Аллахом».
 
б) Обязаны охранять свое здоровье. Для того чтобы предохранить свое тело от различных болезней, нами должны быть предприняты соответствующие меры. А в случае болезни обязаны лечиться. Сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует): «О рабы Аллаха! Пользуйтесь лечением. Так как против всех ниспосылаемых болезней Всевышний Аллах создал и лекарства».
Всевышний Аллах предписал нам остерегаться алкогольных напитков и различных наркотических веществ, разрушающих здоровье и способствующих падению нравов.
в) Обязаны соблюдать чистоту. Чистота – одна из основных наших обязанностей по отношению к своему телу. У мусульманина все должно быть чисто: и тело, и одежда, и помещение, где он живет или работает. Чистота является залогом нашего здоровья и основой профилактики болезней. Сказано Пророком (да благословит его Аллах и приветствует): «Чистота – половина веры». Этими словами Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал на огромное значение чистоты в жизни мусульманина.
Большое значение придавал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) чистоте зубов, и его следующее высказывание является для всех нас хорошим наставлением: «Не могу понять, что с вами происходит. Почему вы приходите ко мне с пожелтевшими зубами? Пользуйтесь мисваком».
(Мисвак – палочка с расщепленным концом. Для изготовления мисвака используют дерево арак, растущее в Саудовской Аравии).
 
2. Обязанности мусульманина перед своей душой:
а) Очищать душу от ложных верований.
б) Закрепить в душе верования, имеющие прочные основы, предписанные Аллахом.
в) Наполнять ее верными и полезными знаниями.
г) Очищать душу от дурных мыслей и вредных черт характера, таких как враждебность, гнев, зависть, ложь, двуличие, наглость, невоспитанность, безжалостность, трусость, леность, гордыня, несправедливость, нетерпимость, жадность…
д) Украсить ее хорошими мыслями и прекрасными свойствами характера, такими как дружелюбие, милосердие, правдивость, искренность, скромность, храбрость, трудолюбие, терпеливость, стыдливость, уважение к старшим, умение стоять на данном слове, умение прощать людей, подавлять гнев, проявлять жалость ко всем живым существам…
 
Нравственные нормы (обязанности) при приеме пищи:
1) Еда и питье должны быть из числа дозволенного (халяль).
2) Мыть руки до и после приема пищи.
3) Перед едой произнести «Бисмилляхи». А после еды – «Альхамдулиллях».
4) Пищу брать перед собой и правой рукой.
5) В рот класть небольшими кусочками и глотать после тщательного пережевывания.
6) Не разговаривать с набитым ртом. Говорить лишь после того, как пища проглочена.
7) Не тянуться за другим куском, пока не прожеван и не проглочен предыдущий.
8) Не дуть на пищу, чтобы ее остудить.
9) При питье не дышать в сосуд с напитком.
10) Избегать действий и слов, которые могут вызвать отвращение присутствующих.
11) Избегать нерационального расхода пищи. Класть в тарелку еды не более необходимого и не оставлять пищу недоеденной (расточительство в еде ведет к бедности).
12) При совместном приеме пищи не вставать из-за стола раньше, чем другие прекратят есть.
13) Не приниматься за еду, пока не начнут этого делать старшие.
14) Не есть на ходу; не есть на улице и в местах, не отведенных для этого, без необходимости.
      
Нравственные нормы (обязанности) при разговоре
Одной из наших обязанностей перед собой является «воспитание» собственного языка. То, что исходит из нашего рта, не менее важно, чем то, что мы кладем в него. Религия Ислам определила нормы поведения при разговорах, беседах.
Мы обязаны придерживаться как минимум нижеследующих основных положений:
1) Перед началом высказывания необходимо хорошо продумать возможные последствия.
2) Не говорить о том, что не принесет пользы ни в этом, ни в загробном мире.
3) Не огорчать своим высказыванием кого-либо; не прерывать других.
4) Говорить с людьми в соответствии с их уровнем понимания.
5) Не перехваливать кого-либо.              
6) Не говорить громко в присутствии старших.
7) Избегать пустословия, болтливости.           
8) Не разглашать чужой тайны.
9) При разговоре не кривить рот, не строить из себя ученого или знатока в последней инстанции.
10) Не приучаться к дурному слову. Избегать лжи и пустых клятвенных обещаний. Не обсуждать чужие недостатки, не сплетничать. 
11) Не насмехаться над людьми. Не давать им обидные прозвища и не приклеивать ярлыки.
Как-то Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) задали вопрос: «В чем спасение?» На что он ответил: «Предохрани свой язык».
В другой раз один из сподвижников спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Что может быть для меня самым опасным? Чего я должен бояться?» Любимец Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Вот этого!» – и показал свой благородный язык, держа его двумя пальцами.
Еще им было сказано: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и Судный день, говорит нечто благое или молчит». Отсюда видно, какое важное нравственное значение имеют наши высказывания, и как мы должны быть осторожны в своих разговорах.
 
Обязанности по отношению к другим органам:
Не только язык, но и другие наши органы должны быть используемы нами в соответствии с нравственными нормами Ислама. Вкратце мы обязаны придерживаться следующих положений:
1) Уберечь наши руки и ноги от недозволенного (харама) и не использовать их во вред другим.
2) Не смотреть недобрым взглядом на чужое имущество. Не использовать свои глаза для поиска чужих недостатков. Не беспокоить других людей своими взглядами.
3) Не использовать свои уши для того, чтобы слушать ложь, сплетни, пустую болтовню, не приносящую пользу ни в этом, ни в загробном мире.
 4) Не использовать свои половые органы для совершения (харама) недозволенного.
5) Не покушаться ни на чье имущество, ни на чью честь, жизнь.
 
(Продолжение в следующем номере)
 
Ответы на вопросы по ханафитскому мазхабу
 
– Моя пятилетняя дочь изъявила желание совершать намаз, но ей трудно правильно произносить звуки. Можно ли учить ее без правильного произношения?
А также могу ли я совершать намаз с женой как имам?
– Пусть Всевышний только радует вас хорошим потомством, на том свете ваши дети станут для вас заступниками в День Великого суда. Относительно правильного произношения: учите дочь правильному чтению постепенно. Для начала пусть читает даже с ошибками, но понемногу работайте и исправляйте.
Совершать джамаат-намаз с женой как имам для нее можно, но для того чтобы следование мамума (в вашем случае мамум – жена) считалось действительным, у вас должно быть намерение быть имамом для женщины, и жена должна встать позади вас («Нурул Изах», стр. 166). 
 
– Если после свадьбы муж не притронулся к жене, больше двух недель, действителен ли никях?
И ещё: многие совершают никях за несколько недель или даже месяцев до свадьбы, разрешено ли это по Исламу?
– Оттого что муж не притронулся к жене в течение двух и более недель, брак не нарушается, он остаётся в силе до тех пор, пока не будет дан развод. Брак может стать недействительным лишь в том случае, если муж принес клятву не приближаться к жене. В книге «Лубаб» (стр. 459)  относительно подобной клятвы говорится следующее: «Если муж даст клятву, что не будет иметь близости с женой, без указания времени или на время, превышающее четыре месяца, то от этого будут исходить следующие решения: если в течение этого промежутка времени муж одумается, нарушит принесённую им клятву и выплатит за это кафарат, развода не будет.
Если по прохождении четырёх месяцев муж, держа клятву, не приблизится к жене, то в таком случае он ущемляет права жены, и они будут считаться разведенными (развод будет считаться одним, а не трёхкратным, после которого муж не сможет вернуть свою супругу без соблюдения условий).
Заключать брак (махар) до свадьбы не запрещено. Об этом не нужно беспокоиться. Лучше позаботиться о том, чтобы организовать свадьбу по Шариату. Необходимо понять: играть свадьбу и радоваться никто не запрещает, но нельзя переходить границы дозволенного и идти по пути шайтана.
 
 
– Известно, что совершать малое и полное омовение следует с правой стороны. Но части тела, в соответствии с сунной, омывать нужно по три раза. Хотелось бы уточнить: нужно сначала омыть три раза, например, правую руку до локтя (в малом омовении), а затем три раза левую, или же сначала один раз правую, потом левую, потом правую, затем левую, и так три раза?
– В вуду и гусле части тела следует омывать трижды, начиная с правой стороны и заканчивая левой. Таким образом, сначала нужно омыть три раза правую руку, затем три раза левую. Это соответствует сунне («Ихтияр Литалили Мухтар», стр. 8, том 1).
 
 
– Завершая молитву, я провожу по лицу руками. Мне сказали, что это грех и нововведение. Но я видела, как другие мусульмане делают так же. Говорят, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) этого не делал…
– Практика протирания лица руками по окончании дуа верна и является сунной. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рекомендовал данное действие и сам практиковал его.
Обратите внимание на следующие хадисы:
1) Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рекомендовал сахабам во время исполнения дуа: «Просите Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) своими ладонями и не просите Его тыльной стороной рук, а когда заканчиваете свое дуа, протрите лицо ладонями» (Абу Дауд, хадис №1487, передал Абдулла бин Аббас).
2) В число действий, совершаемых Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), входило протирание лица руками после дуа. Об этом говорил сайидуна Умар бин Хаттаб (да будет доволен им Аллах):   «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не опускал руки, когда бы он ни поднял их в дуа, не протерев ими перед этим свое лицо» (Ат-Тирмизи, хадис №3386).
Из приведенных хадисов очевидно, что протирание лица руками после дуа действительно является сунной. Это не является нововведением или бидга, как заявляют некоторые невежды («Мараки Фалах», стр. 183).
 
 
– Разрешено ли держать пост (в обычные дни) с двойным намерением: похудеть и получить вознаграждение?
– По Шариату, если вы в течение светового дня с необходимым намерением для поста не будете есть, пить и совершать действия, его нарушающие, формально пост будет считаться действительным, так как внешне вы выполнили все необходимые требования. Но вот получите ли вы вознаграждение за пост, в котором не было намерения поститься лишь ради Всевышнего, это вопрос.
В хадисе уль-кудси Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Аллах сказал: “Каждое деяние сына Адама (мир ему) увеличивается от десяти до семисот раз, кроме поста: пост соблюдается для Меня, и Я воздам за него (то есть – сколько захочу)”» (имам Муслим).
Что означают слова «пост соблюдается для Меня»? Пост, в отличие от других видов поклонения, которые могут видеть другие люди, по причине чего в сердце может возникнуть желание что-то делать напоказ, это поклонение, которое никто не видит, кроме Аллаха и самого постящегося. То есть человек, совершая поклонение в виде поста, постится лишь ради Всевышнего, не имея никаких других целей. Именно по этой причине Аллах так безмерно вознаграждает человека за бескорыстное поклонение Ему через пост. Чтобы получить подобные безмерные блага, обещанные Всевышним постящемуся, следует поститься, не имея никаких других целей, вашей целью должно быть только довольство Всевышнего. А похудеть вы и так похудеете во время поста, какое бы у вас намерение ни было. Поэтому худейте с пользой для Ахирата, а не только для этого света.
 
 
– Я начал молиться с 18 лет. Как мне восполнить пропущенные молитвы?
– Вам нужно постараться определить, когда вы стали балиг (достигли половозрелого возраста), и посчитать количество пропущенных намазов с того времени до сегодняшнего дня. Вы будете возмещать (каза) пропущенные намазы – фаджр, зухр, аср, магриб, иша и витр. Вам необходимо будет делать каза за пропущенные намазы таким же образом, как если бы вы читали их индивидуально, но с намерением, что совершаете каза. Легким способом восполнения пропущенных намазов является следующий: читая обычный намаз в соответствующее ему время, вы также читаете каза-намаз того же времени. Например, если сейчас время зухра, и вы читаете сегодня зухр, то либо до зухр-намаза, либо после него вы также совершаете каза одного из пропущенных зухр-намазов. Потом, когда наступает время аср, вы совершаете каза пропущенного в прошлом аср-намаза до или после чтения аср-намаза сегодняшнего дня. И вы будете делать то же самое для всех остальных намазов и продолжать таким образом до тех пор, пока не восполните все пропущенные намазы. Не беспокойтесь о том, что это займет достаточно долгое время, чтобы исполнить все пропущенные намазы. Наоборот, оставайтесь стойким и будьте последовательны, и Аллах поможет вам в исполнении всех пропущенных намазов.
 
 
– Где находится пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) после смерти, и в каком хадисе об этом сказано?
– В настоящее время умершие находятся в Барзахе – это промежуточная стадия между нашим миром и следующим. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пребывает в этом состоянии, и при этом он жив. Частью веры ахлюссунна уаль-джамаат является вера в то, что пророки живы в своих могилах. Это доказано на основе указывающих отрывков (далялят-ун-насс) Корана, а также достоверных хадисов. Далее приводятся некоторые из доказательств, посредством которых четко устанавливается, что пророки живы в своих могилах:
1) Аллах говорит в Коране (смысл): «Не говорите о тех, кто погиб на пути Аллаха, – «мертвецы». Напротив, они живы, но вы не ощущаете этого» (сура «Аль-Бакара», аят 154).
В данном аяте говорится, что шахиды (мученики) живы в своих могилах. Если такой статус дан шахидам, то разве пророки, превосходящие их по своему рангу, не заслуживают того же и намного большего?
2) Как передавал саидуна Анас (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:  «Пророки живы в своих могилах и занимаются поклонением» («Муснад» Аль-Баззара, хадис №6391; «Муснад» Абу Яля, хадис №3425).
 3) Как передает саидуна Аус бин Аус (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Безусловно, самым ценным днем для вас является пятница. В этот день был создан Адам (мир ему) и в этот же день он скончался. В этот день последует первый трубный глас, и в этот же день зазвучит второй трубный глас. Так произносите же в большом количестве в этот день салават в мой адрес, ведь ваш салават показывается мне». Сахабы спросили: «Как же наш салават будет представлен тебе, если тебя разъест земля?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах сделал для земли харамом разъедание тел пророков» (Ибн Маджа, хадис №1636).
 
– Являются ли дети двоюродной сестры или брата махрамами?
– Дети двоюродной сестры или брата махрамами не являются.
Женщины-махрамы по причине родства:
 – мать, бабушка (мать матери, мать отца), прабабушка и т. д.;
 – дочь, внучка (дочь сына, дочь дочери), правнучка и т. д.;
 – сестра родная либо сводная (со стороны отца либо матери);
 – племянница (дочь родного брата либо сводного (со стороны отца или матери);
– племянница (дочь родной сестры либо сводной со стороны отца или матери);
– сестра отца (тётя), также тётя отца (со стороны отца) и тётя матери (со стороны отца);
– сестра матери (тётя), также тётя матери (со стороны матери) и тётя отца (со стороны матери);
– дочь жены (после близости с женой);
– теща;
– жена сына.
О запрете всех перечисленных женщин ниспослан аят Священного Корана: «И запрещено вам заключать брак с вашими матерями (туда входят и их матери, т.е. бабушки), дочерьми (туда входят и дочери детей), сёстрами (со стороны матери и отца), тётями со стороны отца (т.е. сёстры ваших отцов и дедушек), тётями со стороны матери (т.е. сёстры ваших матерей и бабушек), дочерьми брата и дочерьми сестры (туда входят и их дети)» («Тафсируль джалалайни»; Коран, сура «Ан-Ниса», аят 23).
Мужчины-махрамы по причине родства:
– отец, отец отца (дедушка), отец матери (дедушка) и т.д.;
– сын, сын сына (внук), сын дочери (внук) и т.д.;
– брат, родной или сводный (со стороны матери или отца);
– сыновья сестёр и братьев (племянники и племянницы);
– братья отца (дяди), братья матери (дяди), дядя (со стороны отца) отца и дядя (со стороны отца) матери, дядя (со стороны матери) отца и дядя (со стороны матери) матери («Лубаб», стр. 411).
 
Мухаммад фарук Азимов
 
г. Волжский, ТЕЛ.: +7­988­960­65­62

Рассылка сайта