Понедельник 29 Май 2017

 

Ответы на вопросы читателей согласно мазхабу имама аш-Шафии

 – Некоторые мужчины посещают салоны красоты с целью удаления волос на теле (помимо бритья бороды и стрижки волос). На каких частях тела мужчинам запрещено удалять волосы?

– В Исламе является похвальным для каждого мусульманина удаление волос с некоторых частей тела в целях чистоты и гигиены. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах)  передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
خمس من الفطرة الختان والاستحداد وتقليم الأظافر ونتف الإبط وقص الشارب
«Пять (вещей) являются естественными (соответствуют гигиене): обрезание, удаление волос с лобка, подстригание ногтей, удаление волос подмышками и подстригание усов» (Бухари, Муслим).
Таким образом:
1) желательно удалять волосы подмышками, с лобка и укорачивать усы, как это указано в вышеприведённом хадисе;
2) запрещается удалять волоски бровей, ибо Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проклял таких людей;
3) нежелательно удалять волосы бороды (брить).
Об удалении волос с остальных частей тела в Шариате нет указаний, то есть это не запрещается. Человек может либо убирать их, либо оставлять. Основываясь на этом, резюмируем: удаление волос с остальных частей тела мужчинам дозволено – по причине болезни или для соблюдения чистоты, и в этом нет уподобления женщинам.
Однако также ничего не передаётся от сподвижников и других праведных предшественников, учёных, что они удаляли волосы с этих частей тела. Поэтому и нам предпочтительнее воздержаться от этого, хотя в этом и нет греха.
– Мне 52 года, у нас с мужем трое детей. С первого месяца нашей семейной жизни муж изменял мне. Но я любила и прощала. Да и в родительском доме было не сладко. Там была вторая жена отца, и я никому не была нужна. Из двух зол пришлось выбрать меньшее и жить с мужем.
После 20 лет совместной жизни я обнаружила любовные смс мужа и поняла, что являлось причиной его хамского, высокомерного, несправедливого отношения ко мне в последние три года. Начались скандалы, и он в течение 2-3 месяцев раз 6-7, во время ссор, произносил: «Ты мне не жена». Я ему объясняю, что надо идти к мулле, и что это весьма серьезно, но он отказывается идти к мулле, объясняя это тем, что у него не было намерения со мной разводиться.
Мы по привычке живем в одной квартире. Я по болезни получаю мизерную пенсию, детей одна не потяну. Не знаю, что мне делать. Он говорит, что никуда не уйдет, потому что у него не было серьезных намерений разводиться со мной. Ответьте, пожалуйста, что мне делать? Мы разведены?
– Слова таляка (развода) бывают двух видов: сарих – прямые фразы развода и киная – когда на развод указывают намеком, и он зависит от намерения супруга. Например, если муж, говоря: "Я не хочу видеть тебя больше" или "Ты мне больше не нужна", был намерен развестись, то данные слова приравниваются к разводу. А если муж говорит эти слова без намерения на развод, соответственно, развод не состоится. К словам киная относятся и слова «ты мне не жена».
«Если муж скажет жене: «Ты мне не жена», – то, согласно мнению большинства ученых, эти слова считаются киная» («Равзат ат-талибин»).
Согласно этому, если муж не имел намерения на развод, когда он произносил эти слова, развод не состоится. Однако в любом случае вам лучше обратиться к имаму и более досконально разобраться в этом вопросе, а имам сделает вам и вашему мужу соответствующие наставления. Если муж не соглашается идти к имаму, пригласите священнослужителя к вам домой.
 
– После чистки зубов зубной пастой даже после неоднократного ополаскивания водой остается ее привкус. Влияет ли это на пост?
– Привкус во рту или что-то другое не нарушает пост, если не глотать это или слюну, с которой оно смешано. К примеру, если проглотить слюну, изменившую цвет от взятой в рот нитки и т.п., то пост нарушается. Однако не вредит слюна, проглоченная после тщательного полоскания рта, так как трудно от нее защититься.
«Если между зубов остаются остатки еды и по ним ненамеренно прошла слюна, пост не нарушается от ее глотания в том случае, если человек не смог вычистить остатки пищи и выплюнуть. А если он мог и не сделал это, то пост нарушается, ибо это с его стороны является упущением» («Мугни аль-мухтадж»).
 
– Если сделать кому-нибудь добро, а потом пожалеть об этом, то будет ли человек награжден за сделанное добро?
– Награду, которую получает человек за искренне сделанное добро, он не потеряет только из-за того, что пожалел об этом. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Поистине, Аллах  не губит награды искренне добродеющих!» (Сура «Худ», аят 115).
Ат-Табари, толкуя этот аят, пишет: «Поистине, Всевышний Аллах не даст потеряться награде за благой поступок человека, который совершает благодеяния, подчиняется Аллаху  и следует Его повелениям» («Тафсир Ат-Табари»).
 
– Слышала, что если мальчику каждую среду 40 недель брить голову, то он станет хорошим человеком. Я брила его две недели, в следующую среду побрила после вечернего намаза. Будет ли считаться эта неделя, или мне надо заново начинать брить мальчику голову?
– Насчет бритья головы в таком порядке от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сподвижников, праведных предшественников ничего не передаётся. Однако от некоторых праведных людей передаётся, что они пробовали такой метод, и это имело эффект.
В книге «Бушра аль-Карим» об этом пишется следующее: «А хадис, в котором говорится: "Поистине, кто побреет голову сорок раз в сорок сред, тот станет факихом", – нет для этого основы, однако это испробовано и выявилась его правдивость» («Бушра аль-Карим». Саид Баишн Аль-Хадрами).
Что касается бритья после вечернего намаза, то согласно Шариату день заканчивается сразу после захода солнца, то есть с наступлением времени вечернего намаза.
 
– В книге «Благонравие праведников» на страницах 220 – 221-й упомянуты имена Аль-Хариса аль Мухасиби и Хамдуна аль-Кассара. Расскажите, пожалуйста, о них.
– Аль-Харис аль-Мухасиби (полное имя: Абу Али аль-Харис ибн Асад ибн Абдуллах аль-Анази аль-Мухасиби аль-Басри) родился в Басре. Изучал хадисы и право (фикх) у Язида ибн Харуна. В молодости переехал в Багдад. Он был учеником имама Аш-Шафии и учителем суфийских богословов Джунайда аль-Багдади, Ибн Ата, Сария ас-Сакати. Умер в Багдаде. Рассказывают, что отец оставил ему в наследство 70 тысяч дирхамов, но он отказался от них.
Хатиб аль-Багдади (392 – 463) в книге «Тариху Багдад» начинает описание его биографии такими словами: «Харис Аль-Мухасиби является одним из тех, в ком соединились аскетизм и познания как в науках захир, так и батин».
Имам Абуль-Касим аль-Кушайри (умер в 465) пишет о нем: «Аль-Харис аль-Мухасиби был человеком, подобных которому не было в его время как в познаниях, так и в благочестии, и в состояниях, и в деяниях» («Ар-Рисаля аль-Кушайрия»).
Хамдун аль-Кассар (полное имя: Абу Салих Хамдун бин Ахмад бин Аммара Ан-Найсабури) – суфийский шейх, имам суфиев Аль-Маламати, которые концентрируются на внутреннем очищении, не уделяя внимания захиру, порицая и осуждая страсти, борясь с ними. При этом они строго следуют канонам Шариата. Он был последователем Суфьяна Ас-Саври. Учился у Мухаммада ибн Баккара, Ибн Рахувия и Абу Муаммара Аль-Хазли. Дружил с Абу Турабом и Абу Хафсом Ан-Найсабури. Был из числа Абдалов («Сайр алям ан-нубала» Аз-Захаби).
Он один из наиболее авторитетных шейхов. Его описывают как набожного, богобоязненного, благочестивого человека, достигшего высокого уровня в науках фикха и хадиса. У него было особое видение недостатков людей. Его высказывания впечатляли сердца. Он следовал мазхабу имама Ас-Саври, был мюридом Абу Тураба и шейхом Абдуллаха Ибн Аль-Мубарака («Тазкира аль-авлия»).
Хамдун аль-Кассар умер в 884 году (271 г.х.).
 
– Является ли пятничное купание желательным для женщин, если да, то какое намерение делать?
– Желательно совершить полное омовение (купание) тому, кто собирается идти на джума-намаз, даже если он не принадлежит к числу тех, кто обязан совершить его, ибо в хадисе, который передаётся от Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Если кто-нибудь из вас (решит) прийти на джума-намаз, пусть совершит полное омовение» (Бухари, Муслим).
Также в другом хадисе, который приводит Аль-Байхаки, говорится: «Тот, кто решил прийти на джума-намаз, будь это мужчина или женщина, пусть совершит полное омовение. А тот, кто не идет, не должен его делать».
Также имеется менее весомое мнение, что в пятничный день желательно искупаться всем без исключения вне зависимости от того, идет он на джума-намаз или нет» («Мугни аль-мухтадж»).
Согласно этому, если женщина не идет на джума-намаз или для неё стало нежелательным или запретным посещение джума-намаза, то ей нет желательности совершать полное омовение в пятницу (Ширвани).

Рассылка сайта