Понедельник 29 Май 2017

 

Приветствие мусульман

Приветствия в Исламе имеют особую форму. Эта форма предписана нам Благородным Кораном и Священной Сунной, и поэтому является для нас обязательной.



Следуя Cунне, мусульмане обязаны приветствовать друг друга при встрече словами "Салямун алейкум", а затем обменяться рукопожатием. Сказано, что при рукопожатии единоверцев с них "осыпаются" грехи.
История приветствий стара так же, как и само человечество, а возможно, и старше. Всевышний Аллах, создав Адама (мир ему), сказал ему: «Иди и поприветствуй вон тех, сидящих в отдалении, ангелов и внимательно слушай ответное приветствие, так как это будет формой приветствия твоего потомства». Адам (мир ему) приветствовал ангелов словами: «Ас-саламу алайкум», на что они ответили: «Ва алайкуму-с-саламу ва рахмату-л-лаху». Этот хадис приведен у Бухари и Муслима.
Люди, отдалившись от Всевышнего Аллаха, забыли со временем Его заповеди и утеряли форму приветствий. Каждое племя, каждый народ делал это согласно собственным представлениям. Мусульмане, приветствуя единоверца в положенной форме, получают двойной саваб (благость Аллаха ): один за то, что приветствуют, второй – за то, что создают условие другому человеку получить саваб, ответив ему тем же. Сказано в хадисе: «Самые угодные Аллаху  те из вас, кто первым начинает приветствие».
Всевышний Аллах более чем в десяти местах Благородного Корана приветствует нас, своих рабов. Привилегия приветствия ниспослана Аллахом  не только Посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) и его последователям, но и всем предыдущим пророкам.
А чтобы оказать «приветливости больше», мы должны на «Ассаламу алайкум» ответить: «Ва алайкумус-саламу ва рахмату-л-Лахи». А на «Ас-саламу алайкум ва рахмату-л-Лахи» отвечаем: «Ва алайкумус-саламу ва рахмату-л-Лахи ва баракатаху». Тех, кто приветствует нас в этой последней форме, – приветствуем так же. Вот хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Приветствуйте друг друга, делитесь пищей, тщательно исполняйте родственные обязанности, совершайте молитву, хоть другие и спят, и, даст Аллах , с миром войдёте в Рай". 
Первые последователи Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (асхаб-и кирам) придавали очень большое значение саламу -приветствию. Если двух спутников где-либо на тропе разъединяло дерево, то, оказываясь рядом, они вновь приветствовали друг друга. Мусульмане должны быть улыбчивыми. У приветливых и улыбчивых объединяются души. Салам же укрепляет единение душ. Сказано в хадисе: «Три вещи возбуждают любовь между единоверцами: при встрече говорить друг другу «салам»; сидя где-нибудь в обществе, пододвинуться и пригласить сесть; называть друга лучшим и любимым его именем».
 Салам не дается немусульманину в такой же форме, в какой мы должны приветствовать единоверцев, так как салам – это вид молитвы. Немусульманина приветствуют любым другим способом. Если же немуслим приветствует вас формой «Ассаламу алайкум», то достаточно ответить «ва алайкум».
 
Не дозволено (харам) приветствовать следующих лиц:
1. Незнакомых девушек, молодых женщин.
2. Игроков в шахматы или занятых другими играми.
3. Игроков в азартные игры.
4. Пьющих спиртное.
5. Занимающихся осуждением за глаза (хулой).
6. Певцов.
7. Людей, совершающих грех открыто (без стеснения).
8. Мужчин, которые в это время смотрят на посторонних девушек, женщин.
Не дозволено приветствовать человека, который в это время:
1. Читает молитву.
2. Читает хутбу.
3. Читает Священный Коран.
4. Совершает зикр или произносит проповедь.
5. Читает или произносит хадис.
6. Людей, которые слушают тех, кто совершает первые пять действий.
7. Занимается уроком фикха.
8. Нельзя приветствовать судей, находясь в здании суда.
9. Тех, кто занимается обсуждением урока по религии.
10. Муэдзина при чтении азана.
11. Муэдзина при чтении икама.
12. Преподавателя, проводящего религиозный урок.
13. Занятого супругой (супругом).
14. Человека, у которого раскрыты части тела, недозволенные для обозрения.
15. Человека, справляющего естественную нужду.
16. Человека, принимающего пищу.
Приветствовать посторонних женщин пожилого возраста не запрещено. Совершающие грех достойны вашего приветствия, если покаются. Приветствие с совершающими открытый грех дозволяется лишь в том случае, если вы своим приветствием намереваетесь помешать продолжению ими греха. Дозволено также ученику приветствовать своего учителя. 
Необходимо ответить человеку, сказавшему "Салямун алейкум», и человеку, который чихнул и сказал: "Альхамдулиллях". Это фард-и кифаййа, то есть кто-либо из присутствующих обязательно должен незамедлительно ответить. Тогда остальные освобождаются от греха. Если же никто не ответит, то все совершат грех, и им будет необходимо принести покаяние.
Если получено приветствие в письменном виде, необходимо тут же ответить "Ва алейкум салям". Это обязательно. И желательно такое приветствие отослать обратно в письменном виде. Если кто-либо согласился передать кому-либо от кого-либо приветствие, то выполнение своего обещания становится для него фардом (обязательным).
Отвечать на приветствие попрошаек совсем не обязательно. Отвечать на приветствие, когда вы едите, пьёте и справляете нужду, а также детям, пьяным и фасыкам (нечестивым) – не обязательно.
 
Что же означают слова "Салямун алейкум"?
В них заключён следующий смысл: "Я мусульманин. Ты меня можешь не опасаться. Мир тебе". Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Приветствуйте и знакомых, и незнакомых мусульман!" Разрешается приветствовать своих родственниц-женщин, которые являются для вас "махрам". Это те 18 женщин, на которых вам по Шариату запрещено жениться навсегда. Другим семи женщинам, которые для вас являются "махрам", до возникновения определённых условий давать салям не дозволяется. (Тем более посторонним девушкам и женщинам, кроме пожилых). На их приветствие также можно не отвечать. 
Не дозволяется приветствовать богача лишь из-за его богатства. Если богатый человек поприветствует вас раньше, то вы обязаны ему ответить. Старшим разрешается первыми приветствовать детей. Согласно сунне, старший первым приветствует младшего, горожанин – сельского жителя, всадник – пешего, стоящий – сидящего, хозяин – прислугу, отец – сына, мать первой приветствует свою дочь. Старший по положению, по званию всегда должен приветствовать первым. Так как в Ночь Вознесения (Мирадж) Всевышний Аллах приветствовал первым.
При одновременном приветствии двух мусульман каждый из них обязан ответить. При приветствии кем-либо большого количества людей одновременно вполне достаточным будет ответ лишь одного из них, даже если это ребёнок.
Со времён Адама (мир ему) до пророка Ибрахима (Авраама) (мир ему) люди приветствовали друг друга земным поклоном. После этого времени и до получения Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) пророческой миссии люди приветствовали друг друга заключением в объятия. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) приветствовал словами "Салямун алейкум", с одновременным рукопожатием и троекратным встряхиванием. Такая форма приветствия является для нас сунной (то есть рукопожатие является весьма желательным предписанием).
 Имам Тахтави в своих комментариях к книге "Марак-иль-фалях" имама Шурунблали пишет: "Рукопожатие при встрече мусульман друг с другом является сунной. Так как Абу Давуд Сиджстани сообщает хадис, переданный Абу Заром Гыфари, в котором сказано: "При каждой моей встрече с Посланником (да благословит его Аллах и приветствует) он обменивался со мной рукопожатием".
Рукопожатие – это когда два человека соединяют ладони правой руки, касаясь при этом большими пальцами, а остальными четырьмя пальцами обхватывают внешнюю сторону кисти друг друга со стороны большого пальца. При соприкасании кровеносных жил больших пальцев двух мусульман передаётся любовь, способствующая развитию дружеских отношений и единению братьев по вере".
 Имам Раббани в своём произведении "Мактубат" приводит хадис, смысл которого заключается в следующем: "Мусульмане друг перед другом имеют пять основных прав и обязанностей: ответить на приветствие; проведать больного; присутствовать на похоронах; принимать приглашение и отвечать словами "Ярхамукалла", когда мусульманин скажет "Альхамдулиллях" после чихания". Однако при принятии приглашения в гости необходимо учитывать некоторые условия. В книге "Ихъя" говорится: "Если вам заведомо известно, что хозяин дома использует при угощении гостей недозволенную посуду (золотую, серебряную); что гостевая комната украшена портретами или рисунками живых существ (людей, животных, птиц, насекомых…); что будут музыка и танцы и т.п. недозволенные вещи, то принимать такое приглашение не следует. Не следует также принимать приглашение людей, пользующихся нововведениями в Исламе и распространяющих ложные учения, а также нечестивых (совершающих грех открыто, с похвальбой, не сожалеющих о содеянном).
 Говорится об этом и в сборнике по фикху мазхаба Ханафи – "Маталиб-уль-муминин". Все прочие приглашения, предполагающие отсутствие таких препятствий, необходимо принимать. К сожалению, в наше время такие приглашения весьма редки. Тут надо быть очень внимательным, чтобы вовремя и весьма вежливо отказаться от приглашения, ведущего к хараму, и в то же время не упустить возможности принять приглашение благочестивого мусульманина, получив тем самым благость Аллаха . Посещение больного, за которым есть присмотр, является сунной. Посещение больного, за которым нет присмотра, является для мусульман ваджибом (предписание, очень близкое к обязательному). Об этом пишет Абдулхак Дехлеви в своих комментариях к книге "Мишкат". Мусульманину необходимо присутствие на заупокойной молитве единоверца, а затем пройти хотя бы несколько шагов за его телом по пути на кладбище (лучше 40 шагов). (Здесь окончен перевод из книги "Мактубат" имама Раббани).
Имам Ибни Абидин сообщает, что можно принять приглашение, когда недозволенное в помещении, и нельзя – когда недозволенное на столе. Если вы по незнанию оказались за таким столом, то при первом же удобном случае постарайтесь уйти (или выйти из-за стола), указав какую-либо уважительную причину. В этом случае вы отвергаете сунну, чтобы не совершить харам. Осуждение за глаза (хула) является гораздо большим грехом, нежели музыка и танцы. Если в таком обществе вы пользуетесь авторитетом, то непременно дайте соответствующие разъяснения и помогите присутствующим избежать харама.
 В книге "Хадика" Абдулгани Наблуси пишет: "Перед тем как войти в чей-либо сад, дом, квартиру, комнату и т. д., необходимо попросить разрешения. Разрешение просят стуком в дверь или звонком, или подачей голоса (например, приветствием "салямун алейкум"). Разрешение необходимо спрашивать и родителям при входе в комнату детей, и детям, перед тем как войти в комнату родителей. Разрешение надо спрашивать (при отсутствии ответа) до трёх раз, с интервалом примерно в одну минуту. Если не будет ответа и после третьего раза, то надо уйти (если вы прождали отрезок времени, достаточный для совершения молитвы в четыре ракаата). Если при вашем звонке дверь приоткроют, то прежде надо назвать себя, а уж потом спрашивать того, кто вам нужен. 
К сожалению, сейчас многими забыто правильное приветствие согласно Исламу. Сплошь и рядом слышишь вместо правильного приветствия – "Добрый день или вечер". Многие обозначают приветствие знаками руки, пальцами, наклоном головы. Это весьма вредные привычки. К тому же большинство не понимает, что при встрече мусульманина необходимо приветствовать. Не делать этого очень опасно, так как фактически это отрицание сунны". Да поможет нам Всевышний Аллах следовать Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и объединиться с ним в Джанатул Фирдавс по Своей безграничной милости. Амин.
 
 
Ответы на вопросы читателей согласно мазхабу имама Абу Ханифа
 
– Я недавно стала соблюдать каноны Ислама, правда, стыдно признаться, намаз ещё не читаю и хиджаб не надела, но планирую это сделать обязательно. Вопрос мой состоит в следующем: сейчас я работаю продавцом бижутерии, халяльный ли мой заработок? И ещё: дозволено ли будет работать в обычном продуктовом магазине кассиром, т. е. придётся пробивать алкоголь и т. д., просто там заработная плата меня устраивает – есть долги и нужды. Читала на мусульманском портале ответы о том, что нет в этом плохого. Так ли это?
1) Бижутерия – украшения из недорогих материалов. В производстве используются разнообразные металлы и сплавы, разные сорта прозрачного и цветного стекла, пластмассы, керамики и др. По внешнему виду бижутерия может быть очень похожа на настоящие ювелирные изделия, но её стоимость гораздо ниже. Продавать её разрешается.
2) Работать в магазинах, где продаётся алкоголь, мусульманин не может. В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится:
 
من أعان على معصية ولو بشطر كلمة كان شريكا فيها
 
«Тот, кто поможет греху даже полусловом, становится соучастником в этом грехе».
То есть любое вспомогательное участие в грехе делает человека соучастником грешников. Поэтому тот, кто продаёт алкоголь, пробивает его на кассе, становится соучастником распития этого омерзительного греховного адского напитка.
 
– Я женат, есть трое детей, но когда женились – в советские времена, никяха у нас при бракосочетании не было, только ЗАГС! Дети выросли, внучка уже появилась, всей семьёй обрели Иман, но меня и супругу беспокоит отсутствие у нас никяха. Возможно ли сейчас, уже на старости лет, позвать нашего местного имама и провести обряд никяха, или уже поздно?
– Срочно, не откладывая, обратитесь к имаму и проведите обряд бракосочетания.
 
– Если сделать омовение и затем нанести лак на ногти, то потом, когда омовение нарушается, нужно ли снимать лак с ногтей?
– Большинство лаков для ногтей не пропускают воду, соответственно, вода до ногтей не доходит. Если нанести лак на ногти после омовения, а затем омовение нарушится, то будет необходимо удалить лак до совершения нового омовения.
 
– Можно ли совершать намаз накрашенной, при этом находясь в омовении?
– Некоторые виды макияжа, как правило, препятствуют попаданию воды на кожу при совершении омовения. Если такой макияж нанесен до исполнения омовения, то действительным оно не будет. Однако если сначала совершить омовение, а уже затем нанести макияж, омовение от этого не перестанет быть действительным, и можно будет молиться с нанесенным макияжем.
 
– Когда можно приступать к намазу после хайда, обязательно ли надо ждать именно белых выделений (во многих случаях кровь останавливается, но потом бывают выделения коричневого цвета)? 
– Белые выделения совершенно точно не являются менструацией. Однако не является необходимым, чтобы они были по ее завершении, выделений может вообще не быть. Как только женщина поймет, что менструация завершена, ей обязательно следует выполнить большое купание (гусль) и начать совершать намаз, независимо от того, видела она белые выделения или нет. Если женщина видит коричневые выделения после менструации, и к этому времени 10 полных дней еще не прошли, то такие выделения будут считаться частью менструации. Если же 10 дней прошли, и выделения коричневые, то это не менструация, а истихада (неменструальное кровотечение). В этом случае нужно совершать намаз.
 
– Я слышала, что если после смерти одного из супругов другой выйдет замуж или женится, то у умершего в ночь бракосочетания его супруга бывают могильные мучения, голова отрывается от тела. Правда ли это?
– Нет, так как если бы было правдой, то сподвижники не женились бы на вдовах своих времён и на это был бы запрет Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но из истории Ислама мы знаем обратное: сподвижники не оставляли вдов, женились на них, для того чтобы обеспечивать их и помогать им в семейной жизни. Наглядный тому пример: сподвижница Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)  Умм Хаким (да будет доволен им Аллах) была сначала замужем за Икримой ибн Абу Джахшем (да будет доволен им Аллах). После того как он стал шахидом в битве при Ярмуке, она вышла замуж за Халида ибн Саида аль Аса (да будет доволен им Аллах). После того как и он стал шахидом во время завоевания Шама, она вышла замуж за Умара (да будет доволен им Аллах).  Подобных историй много, можно продолжать, но и упомянутого примера вполне  достаточно.
 
– Можно ли совершать омовение снегом? Действительно ли оно будет? 
– Если снег тает и стекает (капает) при совершении омовения, то только в этом случае оно будет действительным. Если же снег остается замерзшим и не тает и не стекает, то омовение действительным не будет («Радд-уль-Мухтар», т. 1, стр. 241).
 
– Можно ли слушать чтение Корана, когда едешь в машине?
– Да, это разрешается. Когда проигрывается чтение Корана, следует хранить молчание и избегать разговоров.
 
– Христиане утверждают, что научные факты Корана были взяты из Библии. Действительно ли в Библии имеются те же научные факты, что и в Коране? 
– Следует понимать, что Инджиль (Библия) являлась божественной книгой, ниспосланной Аллахом. С годами она, несомненно, была изменена людьми, в результате чего более не может называться полной божественной книгой. Тем не менее, некоторые божественные записи в Библии все еще сохранились. Священный Коран также является божественной книгой. Защиту Корана от изменений Аллах  взял на себя.
Поэтому мы видим чудо сохранения Корана вплоть до сегодняшнего дня. Учитывая то, что в Библии все еще есть неизмененные божественные отрывки, между Библией и Кораном имеются определенные сходства. Однако, поскольку Библия была искажена людьми и аннулирована Кораном, нельзя брать предписания и верования из Библии.
 
– Скажите, есть ли каноническая необходимость в подсушивании после подмывания, или же подсушиваются лишь для того, чтобы сохранить здоровье? 
– Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в хадисе:
الطهور شطر الإيمان
 
«Чистота – важная часть веры» («Сахих»). Является сунной совершать истинджа камнем, пригодным для очищения, не слишком шершавым и не слишком гладким, или подобными предметами. Также для этого могут использоваться и другие вещи: чистые, устраняющие наджасу, не ценные и не требующие уважительного отношения, такие как, например, салфетки или туалетная бумага. Однако очищение водой более желательно. А лучше всего использовать воду в сочетании с камнем: сначала протереть, затем вымыть. И сочетать их – это отдельная сунна, по достоверному мнению. Но можно ограничиться и чем-то одним. И ограничиться водой лучше, чем ограничиться камнем.  Вытирание после подмывания с целью удаления влаги, которая могла бы перейти на одежду, – желательное действие. Что же касается вытирания до подмывания, тому есть примеры в хадисах. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сахабы использовали комочки земли или камни для вытирания после дефекации или мочеиспускания. И далее они подмывались для достижения максимальной чистоты. В наши дни в большинстве регионов использование комочков земли и камней непрактично. Альтернативой является туалетная бумага. Поэтому, если сначала вытереться туалетной бумагой, а затем подмыться водой, будет получена награда за практикование сунны истинджи (очищения после справления нужды). Постящемуся – вытереть между ягодиц, чтобы вода не попала в задний проход при сокращении мышц ануса. Тому, кто пост не держит, также желательно вытереться, чтобы защитить одежду от попадания на неё использованной воды. 
  "فإذا فرغ" من الاستنجاء بالماء "غسل يده ثانيا ونشف مقعده قبل القيام" لئلا تجذب المقعدة شيئا من الماء "إذا كان صائما" ويستحب لغير الصائم حفظا للثوب عن الماء المستعمل.
 
– У моего брата есть проблема: совершив омовение, он тут же делает его заново. При этом осознает, что это неправильно, но не может справиться с собой, ему кажется, что он то шею не вымыл, то рот не сполоснул, или при совершении гусля в бане капля упала. Есть ли аяты, которые ему надо читать, чтобы прогнать сомнения? 
– С уверенностью можно сказать, что ваш брат страдает от сомнений, введенных в него шайтаном по имени Валяхан. В хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Поистине, для вуду есть шайтан по имени Валяхан. Так остерегайтесь же того, кто вызывает сомнения насчет воды» (Ат-Тирмизи).
Вашему брату нужно осознать этот факт и понять, что если он будет обращать внимание на эти сомнения, то будет помогать шайтану в достижении его целей. Вашему брату нужно омывать ту или иную часть тела лишь трижды, не более того. Даже если у него будут сомнения, он должен полностью игнорировать их. Вымыв трижды, он исполнил предписанное Сунной, и не должен ничего делать сверх того. Он должен продолжить омовение, не обращая внимания на то, насколько он уверен или не уверен в том, что очистился.  Омывая ту или иную часть тела более трех раз, он становится грешным в напрасной трате воды.
 
– Когда я совершаю омовение, то не отвлекаюсь и не делаю перерывов. Но после завершения я замечаю, что некоторые участки тела высохли. И это постоянно вводит меня в сомнения. Скажите, мое омовение при этом действительно или нет?
– Высыхание омываемых частей тела до завершения омовения не аннулирует его. Вам следует игнорировать эти сомнения и считать свое омовение действительным. Не обращайте внимание на них, иначе ситуация станет только хуже.
 
Мухаммад-Фарук Азимов

Рассылка сайта