Понедельник 29 Май 2017

 

Рабы Божьи на службе у народа

Будьте справедливы и честны по отношению к подчиненным

 

В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано: «Каждый из вас пастырь и несет ответственность за свою паству» (Бухари, Муслим).
 
Все на этом свете испытание – и богатство, и бедность, и здоровье, и болезнь… Но есть и особый вид проверки веры и стойкости человека — это власть. Испытание властью изначально очень опасно для человека, в том плане, что у наделенного властью появляются большие возможности и полномочия, что расширяет и круг вопросов, за которые ему придется нести ответственность в первую очередь перед Всевышним Создателем.
 
Всевышний Аллах говорит (смысл): «Неужели люди думают, что их оставят и не подвергнут их веру разным испытаниям, довольствуясь тем, что они скажут: «Мы уверовали»? Поистине, Я испытал такими бедами и веру прежних общин…» (сура "Анкабут", аяты 2-3)
Некоторые, получив определенную степень власти и верша свои дела, могут искуситься и думать, что людей можно обмануть, напугать, купить, заставить молчать, скрыть от людей правду и уйти от наказания, но при этом забывают, что Всевышний все видит и знает, и Судный день непременно настанет, и тогда начнется детальное разбирательство, и невозможно будет откупиться или убежать…
В Священном Коране есть аят, смысл которого заключается в том, что любое благое и греховное деяние человека, каким бы оно не было малым (даже размером с пылинку), в Судный день будет в свитке его деяний, и Аллах воздаст ему за него. Ведь Аллах не поступает несправедливо ни с кем.
Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Именно таким человеком должен быть каждый, кто наделен хоть малой властью над другими.
Руководитель должен не просто осуществлять основные управленческие функции контроля за деятельностью подчиненных и организации в целом и сочетать в себе такие качества, как компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения, но в первую очередь он должен быть порядочным и человечным.
В идеале в системе общественного производства он является: управляющим, дипломатом, лидером, воспитателем, организатором, инноватором, правозащитником и просто человеком.
 
Залог успеха – чистое намерение
«Поистине, деяния оцениваются по намерениям» (имам Аль-Бухари).
Самый большой секрет успеха в любом деле – это правильное и искреннее намерение. Любой человек, если, идя на работу, вознамерится получить дозволенный заработок для себя и своей семьи, то он словно на пути Всевышнего. Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как-то мимо Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников прошёл юноша крепкого телосложения. Увидев его, Абу Бакр и Умар (да будет доволен им Аллах) сказали: «Горе этому юноше, если он не расходует свои силы на пути Аллаха (джихад)!» На что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «Если он (юноша) обеспечивает своих старых родителей, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить маленьких детей своих, то он на пути Аллаха! Если он вышел на заработок, чтобы обеспечить себя и не нуждаться в людях, то он на пути Аллаха…» (передал Ат-Табарани).
Так и любой руководитель, если у него намерение чистое, может заслужить и довольство Создателя, и благодарность людей.
 
Как относиться к подчиненным?
Насущный вопрос для многих руководителей – отношение к подчиненным. Как найти золотую середину, чтобы завоевать уважение и лояльность персонала и при этом не разрушить в коллективе рабочую обстановку?
Многое может зависеть от мелочей, которые на самом деле мелочами не являются.
Горделивость, надменность и пренебрежительное отношение отталкивают людей. Тем более, что имеется известный хадис: “Тот, в чьем сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдет в Рай” (Муслим).
Нельзя забывать, что властью наделяет Всевышний, и что в любой момент Он может лишить высокого положения и поставить наряду со всеми.
 
Некоторые ошибки руководителей
• Начальник должен уметь четко сформулировать поручения и объяснить доступно и доходчиво, чего он желает от работников.
Бывает, что начальство дало какое-то поручение без четких пояснений и потом отчитывает подчинённых за то, что они сделали не совсем то, чего ожидал босс.
• Вовремя и в полной мере оплачивать труд подчиненных.
Многие сталкиваются с проблемой несвоевременной оплаты труда. Порой бывает, что месяцами человек не выплачивает зарплату. Такое отношение работодателя можно назвать притеснением (зульм), что является большим грехом.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Расплатитесь с наёмным работником, пока не высохнет его пот» (Ибн Маджа, 2443).
• Некоторые руководители позволяют себе пить на работе спиртное и использовать ненормативную лексику, что, конечно же, недопустимо. Эти действия являются греховными, они запрещены в Исламе.
• Иногда руководитель может высказаться не очень лестно в адрес кого-то, что может подорвать авторитет подчиненного в глазах остальных, в результате весь коллектив относится к нему уже с пренебрежением. Честь и достоинство человека неприкосновенны, и руководитель не имеет права так поступать с подчиненными.
 
Нет таких людей, которые не ошибаются, но достоин по-настоящему уважения тот, кто сумел понять свои ошибки и исправиться.
 
Чтобы заслужить уважение подчиненных, относитесь к ним с уважением
Если человек находится ниже вас на иерархической лестнице, это не значит, что он хуже. А положение начальника автоматически не делает его лучше подчиненных. Поэтому нужно быть вежливее и дружелюбнее. Нельзя забывать здороваться и прощаться с подчиненными, говорить «пожалуйста» и «спасибо».
В одном из своих повествований пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, вы не войдете в Рай, пока не уверуете; и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Приветствуйте друг друга с миром, и вы будете любить друг друга. Остерегайтесь ненависти, ибо это бритва. Я не говорю, что она бреет волосы, она бреет вашу религию» (Аль-Адаб аль-Муфрад).
Это ведь несложно — нормально поздороваться и дать поручение, сказав: «Подготовьте документацию до обеда, пожалуйста». А потом не забыть поблагодарить, когда необходимые бумаги будут лежать на вашем столе вовремя. Конечно, кто-то может возразить — это их обязанность, за выполнение которой им платят зарплату. Но деньги — не единственная мотивация, которая заставляет человека держаться за свое рабочее место. В конце концов, от руководителя не убудет, а доброе слово, сказанное подчиненным, запишется как вознаграждение от Создателя.
Однако это не означает, что проявленную вежливость начнут воспринимать как заискивание или вашу слабость. В общении с подчиненными очень важно выбрать верный тон, но и злоупотребление властью до добра не доводит. В зависимости от того, какой стиль поведения принят в компании, можно выбрать сдержанное дружелюбие (в рамках субординации, разумеется) или нейтрально-вежливый тон.
 
Если подчиненный провинился…
Нередко начальнику приходится делать замечания своим подчиненным. Здесь крайне важна справедливость. Всеми силами нужно бороться с проявлениями негативных эмоций в общении с подчиненными.
Нельзя ни в коем случае превращать подчиненных в «громоотвод». Часто бывает, что начальника отчитал вышестоящий начальник, а он вымещает зло на своих подчиненных, и работники шепчутся, говоря друг другу «его сейчас лучше не тревожить, он не в духе». Это проявление слабости и малодушия, и не делает чести руководителю.
Чем резче обращаются к человеку, тем интенсивнее он настраивается на возможное противодействие по отношению к источнику такого обращения. Кроме того, руководитель может ошибаться в даваемых оценках, а их категоричность усугубит неправоту.
Руководитель будет успешным, если научится реже наказывать и чаще помогать подчиненным исправлять ошибки.
Отношение к подчиненным проявляется в том, как начальник их критикует. Иногда возникает соблазн отчитать нерадивого сотрудника при всех, чтобы другим неповадно было. Но, во-первых, другие люди редко учатся на чужих ошибках, а во-вторых, таким  образом начальник выставляет себя в невыгодном свете. Необходимо избегать «публичной порки», критиковать работников стоит с глазу на глаз. Вряд ли подчиненные будут уважать начальника, если им придется изо дня в день бояться, что их могут унизить при всем коллективе.
Правильное отношение к подчиненным строится на взаимном уважении. Найти баланс между всеми аспектами взаимоотношений с работниками, которые оказались в подчинении, непросто, но если это удастся, то такого человека наверняка будут считать хорошим начальником.
В книге имама Аль-Газали «Бидаятуль хидаят» приводится такая цитата:
«Друга и врага встречай приветливо, не унижаясь перед ними и не боясь их. Почитай их без гордости и будь прост с ними без унижений. И во всех делах придерживайся «золотой» середины, так как оба конца – крайности, порицаемы». Кстати, у имама Аль-Газали есть книга «Наставление правителям», в ней, конечно, раскрываются очень многие тонкости, которые мы в этой статье не можем уместить, но кто хочет быть праведным перед Богом и справедливым с людьми, может ее прочитать и следовать ей.
 
Мухаммад Раджабов

 

Рассылка сайта