Понедельник 29 Май 2017

 

Между «чтоб он сдох» и «он зарабатывает и покупает»

Чем больше цивилизационных благ, комфорта, доступности разного рода досугового времяпрепровождения, тем, похоже, разительнее  разобщенность между людьми. Даже в такой структуре, как семья, где дети ещё не встали на крыло и вовсе не готовы покинуть отчий дом, нередко происходят разногласия и жесткие конфликты. Часто говорят, что разрушение семейного уклада больше характерно для самых экономически развитых стран, но, увы, это лишь стереотип.

 

Тревогу бьют представители всех религиозных конфессий, поскольку верующие родители искренне хотят, чтобы семейная жизнь строилась на  взаимном уважении и заботе, межпоколенческом доверии и взаимной ответственности. Сохранение семейных традиций и умение воспитывать детей в соответствии с Кораном и Cунной Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – тема многих семинаров и публикаций для мусульманской уммы.

Российские психологи также озадачены проблемами, связанными с сохранением семейных отношений, разделением самых, казалось бы, прочных связей – между родителями и детьми. Недавно мне довелось познакомиться с крайне познавательным и практически полезным исследованием «Родительская любовь глазами подростков с девиантным поведением», его автор – Е. Иванова, выпускница факультета психологии Карельского государственного университета (опубликовано в сборнике «Психология в Карелии: вопросы, проблемы, перспективы», Петрозаводск).

Дело в том, что для обыденного представления характерна вполне объяснимая поверхностность. Суждения выносятся на основе отдельных фактов из жизни своих семей или окружающих, телевизионных программ, Интернета. А корневой вопрос: в чем причина семейного неблагополучия, разрыва связей в семье – утопает в разговорах вокруг и около.

Итак, в одной из специализированных петрозаводских школ 40 подростков с девиантным поведением согласились ответить на вопросы психологического теста, написать минисочинение «Родительская любовь», закончить предложение, отражающее отношение ребенка к родителям. Надо пояснить, что психологи понимают девиацию как «отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе».

Точно такую же творческую работу проделали 40 подростков-сверстников в контрольной группе. Эти дети были без явных нарушений поведения, учились в одной из районных школ республики. Все участники исследования – лица мужского пола 13-14 лет.

В отношении к  матерям, к счастью, при всех замерах в обеих группах не выделилось существенных различий. И сложные подростки, и юноши из контрольной группы фактически подтвердили наличие позитивного отношения матерей к ним, и самих сыновей к матерям. Различия были несущественные, вполне объяснимые, связанные с возрастным стремлением к автономности, желанию к большей самостоятельности.

Внимание при знакомстве с итоговыми результатами привлекает то, насколько более негативное, эмоционально-отрицательное отношение к отцам у подростков с девиантным поведением. Когда юноши из этой группы заканчивают предложение «Отцы иногда …», то большинство ответов: «плохие»,  «ругаются».

На предложение «Чтоб наш папа  …» несколько подростков написали: «сдох»! Не умер, не ушел, не оставил семью, не изменил свое поведение. Именно в самой грубой форме выражение желания отстраниться вовсе, навсегда. Попутно напомню, что желание говорить о смерти своей, думать о смерти близких – не признак психического нездоровья. Часто подростки через мысли о смерти обдумывают значение жизни.

В исследовании отмечается, что у подростков без явных нарушений поведения отец вызывает больше положительных и нейтральных эмоций. Их интерес к отцу часто связан с заботой, удовлетворением  материальных потребностей. Заканчивая предложение «Чтоб мой папа …», они писали: «купил телевизор», «купил мне плеер», «болел за «Зенит».

Мальчики-подростки без нарушений поведения заканчивают предложение «Когда я думаю о папе …» так: «очень скучаю», «улыбаюсь», «мне хорошо».

Враждебность и злость дезадаптированных подростков к отцу прослеживается во всех тестах, включенных в исследование. У подростков с девиантным поведением выражены отрицательные эмоции порой в самой экспрессивной форме. Они не пишут, что ожидают заботы, что отец понимает интересы сына, находит время для совместного времяпрепровождения. Отцы – это те, от кого сыновья не ждут материальной поддержки и для всей семьи.  Не прописывается и ожидание доверия, душевного разговора, совета, духовного общения.

Подростки в обеих группах продемонстрировали достаточно близкий уровень эмоциональности в отношении к своим братьям и сестрам. Чаще нейтральный или положительный. Прослеживается ревность девиантных подростков к матери: «мой брат (сестра) подлизывается к маме».

В обеих группах подростки выполняли задание «Рисунок семьи». Эту методику психологи называют проективной, то есть она позволяет отметить особенности реальных отношений, отраженных в рисунке. Признаки конфликтности есть между родителями и детьми в обеих группах. Это объяснимо возрастными особенностями. А вот агрессивная символика, особенности использования её характерны для рисунков подростков с девиантным поведением.

Окровавленное оружие, поднятые руки и кулаки, отрубленные головы на рисунках обозначали и самих юношей, и других членов семьи. Некоторые давали своим рисункам названия (типа «После ограбления магазина»). Отцы на рисунках не выделены позитивными особенностями внешнего вида, спортивностью, позицией защитника или доброжелательного общения. Психологи считают это признаками агрессивности в отношениях членов семьи, между старшим и младшим поколениями.

Как подростки понимают выражение «Родительская любовь»? Этот вопрос помогло выяснить минисочинение с таким же названием. Предлагалось написать свое понимание, в чем и как она, родительская любовь, выражается.

Для подростков без явных нарушений поведения родительская любовь в большинстве (65 процентов) – это любовь родителей к своим детям. Дети знают о любви отца и матери и ожидают проявления этой любви, не сомневаются в своих родителях.

У подростков с девиантным поведением родительская любовь описана, как правило, прилагательными: «хорошая», «красивая», «веселая». Прослеживаются и такие фразы: «я в ней не нуждаюсь», «не знаю, для чего она нужна», «её нет».

Один из тонких вопросов – о доверии подростков родителям и родителей – подросткам. Подростки из массовой школы хоть и не пишут в сочинениях о полном доверии к родителям, но отмечают, что оно очень желательно. Дети связывают доверие с любовью («Мама любит меня, поэтому разрешает погулять подольше и доверяет, что я не задержусь»). Подростки с девиантным поведением отмечают отсутствие доверия между родителями и родителями и детьми («в семье не может быть доверия»).

Подростки обеих групп не выделили в родительской любви духовного аспекта. В возрасте, когда закладывается и формируется фундамент отношения к миру, принципы поведения, моральные нормы, все эти темы оказались вынесенными для обсуждения и осмысления за пределы семьи!

Рискну на достаточно жесткий вывод: фактор полной семьи, ежедневного присутствия и возможного примера со стороны отца снижает свою значимость, если нет наполненного общения. Мальчики ждут от отцов гармоничности в жизненном поведении, верности семье, умения заботиться, доверительного общения. В противном случае, особенно при проявлении агрессивности, злобы, отношения не развиваются. Подросток в силу возрастных особенностей выносит категорические суждения, отстраняется от семьи, ищет ответы на неизбежный вопрос «зачем я в этом мире?» на стороне, часто у людей, прошедших такой же путь отторгнутости.

Всё вышесказанное не стоит расценивать как приговор, невозможность изменить привычки, представления, поведение, пополнить знания и открыть новый мир, начать путь к религиозным знаниям и новой жизни. Если человек стремится к лучшему, работает над своим нравом, то изменения обязательно наступают. Мужчины, создав семью, берут на себя ответственность за своих жен и достойное воспитание каждого своего ребенка. 

 Для подростков с девиантным поведением разрабатываются специальные программы психологической реабилитации, есть возможность получить профессиональное образование, общаться с верующими людьми.

Один из лучших фильмов российского кинематографа о детях войны – «Подранки». Это щемящий душу рассказ о судьбах детей, которые из-за войны не узнали жизни в родной семье. Сегодня в нашем обществе новые поколения подранков, которые стали жертвами несложившихся семей, пьянства, безответственности и других пороков взрослых людей. Ислам учит, что старшее поколение, родители несут полную ответственность за то, как вырастили, воспитали, передали ли религиозные знания своим детям. История Ислама – это и история мусульманских семей, взращивания и воспитания в исламских традициях.

К сожалению, в последние годы отмечен рост разводов в традиционно мусульманских регионах. В социальных сетях постоянно появляются просьбы о помощи мусульманкам, которые воспитывают детей без поддержки мужей. Горько узнавать о подобных фактах.



Людмила Мишина

 

 

Статьи номера

Статьи номера

Помощь ближнему

Страницы истории

Искусство

Вероучение

Интервью номера

Пророк Мухаммад

Молодость

Мазхаб Абу-Ханифы

Вопросы веры

Семья в Исламе

Ислам и наука

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Поучительные рассказы

Вопрос-Ответ

Мобильный разговор

Рассылка сайта