Понедельник 29 Май 2017

 

Ответы на вопросы читателей согласно мазхабу имама Шафии

 – Слышала, что в дом, где женщины не покрывают голову/волосы, не входят ангелы. Так ли это? А если волосы не покрыты и собраны в причёску, чтобы украситься перед мужем?

– В некоторых книгах передаётся, что ангелы не входят в дом, где женщина не скрывает волосы, вне зависимости от того, с каким намерением она это делает.
Имам Ат-Табарани в своей книге «Аль-Муджам аль-васит» приводит от Хадиджи (да будет доволен им Аллах) длинный хадис, в котором сообщается, что когда ангел Джибриль (да благословит его Аллах и приветствует)I приходил в дом к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), то был видим только ему:
 
فتحسرت وطرحت خماري وقلت له: هل تراه؟ قال: لا، فقلت له: هذا والله ملك كريم، لا والله ما هذا شيطان
 
«Затем я сняла платок, показала волосы и сказала Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует): "А теперь ты видишь его?" – он ответил: "Нет". И я сказала ему: "Валлахи (клянусь Аллахом), это был благородный ангел. Нет, валлахи, он не является шайтаном"» (Табарани, Ибн Касир в «Аль-Бидая ва ан-нихая»).
Аль-Хаттаби и другие сказали: «Под ангелами, которые не войдут, подразумеваются ангелы милости и благодати, а ангелы, приставленные к человеку и записывающие его поступки и слова людей, не разлучаются с человеком по этой причине («Аз-Заваджир», Ибн Хаджар).
В любом случае, если женщина имеет возможность закрывать дома волосы, и при этом у неё не возникает каких-либо трудностей, то ей лучше это делать, хотя и разрешается дома не покрывать голову перед мужем и мужчинами-махрамами. 
 
 

– Какие виды богослужения можно совершать во время нифаса?

– Нифас – это послеродовое состояние женщины, которое заканчивается после прекращения кровяных выделений. Для минимального срока нифаса нет предела, а максимальный срок составляет 60 дней. Женщине в этом состоянии запрещается совершение некоторых видов поклонения, поэтому будет легче перечислить то, что запрещено женщине во время нифаса.
В период нифаса женщине запрещается совершать намаз, соблюдать пост, совершать таваф (обход вокруг Каабы), находиться в мечети, проходить через мечеть (если имеется опасение загрязнить ее), дотрагиваться до Корана, читать даже наизусть суры или аяты Корана, вступать в интимные отношения с мужем, позволять мужу трогать места между пупком и коленями или же самой дотрагиваться до мужа этими частями тела.
Что касается остального, то нет запретов на совершение других богослужений в этом состоянии, кроме вышеприведенных.
 
 

– Находясь на ночном дежурстве, делаем омовение на рабочем месте. Только место, где мы моем ноги, на десять метров дальше того, где моем лицо. Можно ли совершать омовение таким образом, в разных местах?

– Одним из желательных действий омовения является непрерывная последовательность в мытье органов, не дожидаясь высыхания предыдущей омываемой части, то есть желательно завершить омовение сразу, одним разом, без остановки. Поэтому даже если предыдущая омываемая часть высыхает, такое омовение считается действительным. Однако нежелательно прерывать совершение омовения на время, достаточное для высыхания предыдущего органа, даже если омовение совершается на одном месте, хотя это на действительность омовения не влияет.
  
 

– В чём разница между акыдами Санусийя и Тахавийя?

– У Ахлю Сунны одна акыда, и принципиальной разницы между различными книгами и авторами не существует. Что же касается акыды Санусийя и Тахавийя, то это имена авторов одних из самых известных и коротких книг (мухтассаров) по акыде. Соответственно, и книги, как обычно, назвали именами их авторов. Обе книги переведены и продаются в исламских магазинах. Электронные версии можно скачать на исламских сайтах.
«Акыда ат-Тахавийя» – самый известный и распространенный матн по акыде Ахлю Сунны, автор – Абу Джафар ат-Тахави, который был из числа саляфу ас-салихин (праведных предшественников), живших в первые три века Ислама. В книге он передаёт и разъясняет убеждения Победоносной Общины – Ахлю Сунны ва-ль-Джамаа. Эта книга была написана тогда, когда появилось множество сект, которые стали распространять свои заблуждения.
И имамы Ахлю Сунны встали на защиту тавхида и того, с чем пришёл Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Они, опираясь на Коран и Сунну, отвергли всякие попытки выдать ложь за истину. Имам Ат-Тахави говорит, что это истинная акыда, которой должен придерживаться каждый мусульманин, чтобы избежать вечного банкротства в будущей жизни.
«Акыда ас-Санусийя» – настоящее название книги «Матн Умм аль-Барахин», автор имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Юсуф ас-Сануси аль-Хусейни аль-Малики (род. 830 г. х.). Это изложение суннитской акыды отличается от мухтассара Ат-Тахави тем, что в нем во главу угла ставится рациональное доказательство, что особенно важно в наши дни, когда религия подвергается нападкам агностиков и атеистов.
Они ложно заявляют, что свободное мышление – это и есть научное мышление, а такое убеждение увело многих от веры в Создателя в принципе и уж тем более – от Ислама. Подход атеистов и агностиков успешно закрепляется в умах из-за того, что люди вообще не знают доказательств истинности исламского вероучения. На самом деле, религия превосходит любую другую идеологическую систему – и религия куда более научна, чем философия скептицизма.
  
 

– Если на молитвенном коврике или одежде молящегося есть отдельные женские волосы, не нарушает ли это намаз?

– Нет, так как волосы человека, женщины или мужчины, не являются наджасой (нечистотой). Следовательно, и намаз, совершенный при их наличии на месте совершения или одежде, считается действительным.
Однако если это волосы чужой (немахрам) по отношению к молящемуся женщины, тогда смотреть на них запрещается (харам), ибо волосы женщины являются авратом, а на аврат смотреть запрещено.
 
 

– Нужно ли оглашать азан для пропущенного возмещаемого намаза?

– Оглашение азана в населённом пункте является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) каждого мусульманина. И желательно оглашать азан в начале наступления времени того или иного намаза. Однако азан является составной частью того или иного намаза. Поэтому он читается и перед совершением возмещаемого намаза, особенно когда намаз возмещается коллективно (джамаатом) («Мугни аль-мухтадж»).
Следовательно, азан является сунной для всех обязательных намазов, даже если они возмещаемые.
 
 

– Во время беременности женщине рекомендуется сторониться всех больших и малых грехов по мере возможности. А как влияют грехи беременной на нерождённый плод?

– Отдалиться от грехов не только рекомендуется, это обязанность каждого мусульманина. А женщине во время вынашивания ребёнка вообще не следует грешить, ибо это может плохо повлиять на плод. Потому что мать и ребенок в идеале – это единое сознание, единая энергетическая система, которая формируется во время беременности
Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит в период беременности, испытывает и плод. Состояние матери передается ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на него.
Также организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, ее образ жизни, культура питания, отсутствие или наличие вредных привычек закладывают основу здоровья плода. Поэтому крайне важно, чтобы то, чем питается мать, было чистым от запретного или же сомнительного.
Исламские учёные рекомендуют начать воспитание будущего ребёнка с выбора матери для него, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) же говорит: «Выбирайте же ту, которая является религиозной, и будет в этом благодать» (имам Аль-Бухари). То есть выбирайте ту, которая придерживается религии, следовательно, надо выбрать богобоязненную, которая не совершает грехи и плохие поступки.
 
 

– Можно ли совершать намаз с закрытыми глазами, если это помогает сосредоточиться?

– Закрывать глаза во время совершения намаза считается нежелательным. Однако является предпочтительным, если это приводит к соблюдению хузура.
Имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Тухфа аль-мухтадж» пишет: «Нежелательно в намазе закрывать глаза, потому что это является привычкой иудеев и на это имеется запрет, хотя хадисы по этой теме передаются слабыми цепочками. «По-моему (имам Ан-Навави) мнению, в этом нет нежелательности, если нет опасности получения вреда по причине закрытия глаз», ибо на это нет прямого запрета, который передаётся по достоверной цепочке.
Следовательно, закрытые глаза в намазе являются причиной для сосредоточения сердца (хузура) и наличия смиренности, что и является сокровенным смыслом намаза и его душой. Поэтому ибн Абдуссалям и дал фетву, что более предпочтительным является закрытие глаз, если открытые глаза мешают смиренности и хузуру в намазе» («Тухфа аль-мухтадж»).

 

Рассылка сайта