Понедельник 29 Май 2017

 

Протирание кожаных носков

 Как мужчинам, так и женщинам разрешается делать масх (проводить смоченными в воде руками) по хуффам (кожаным носкам). О протирании кожаных носков говорится во многих хадисах, в которых приводятся слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или сообщается о его поступках. 

 
К их числу относится хадис, который передал Аль-Мугира бин Шуба (да будет доволен им Аллах). В нём сообщается, что как-то, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел, чтобы удовлетворить нужду, Аль-Мугира  (да будет доволен им Аллах) последовал за ним с сосудом, полным воды, в руках. После он стал лить воду Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на руки, тот же совершил омовение и протёр свои кожаные носки (Аль-Бухари).
 
عَنْ أَبِيهِ المُغِيرَةِ بْنِ شُعْبَةَ، عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَنَّهُ خَرَجَ لِحَاجَتِهِ، فَاتَّبَعَهُ  المُغِيرَةُ بِإِدَاوَةٍ فِيهَا مَاءٌ، فَصَبَّ عَلَيْهِ حِينَ فَرَغَ مِنْ حَاجَتِهِ فَتَوَضَّأَ وَمَسَحَ عَلَى الخُفَّيْنِ»
 
Передают, что Абдуллах бин Умар (как-то раз) услышал от Сада бин Абу Ваккаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) протирал влажными руками кожаные носки (в конце омовения перед молитвой). А потом Абдуллах бин Умар спросил об этом Умара (да будет доволен им Аллах), и тот сказал: «Да, (он делал это), но если Сад (да будет доволен им Аллах) рассказал что-нибудь о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), то тебе уже не следует спрашивать об этом никого другого!»
 Если соблюдены все необходимые условия действительности омовения, то протирание кожаных носков заменяет мытьё стоп.
Протирать кожаные носки нельзя тому, кто должен совершить полное омовение. Так, если человек совершил частичное омовение (вуду) и надел кожаные носки, а потом впал в состояние большого осквернения, он не может омыть все части тела и протереть кожаные носки, поскольку в подобных случаях необходимо снять носки и омыть стопы. Указанием на это служит хадис, передаваемый со слов Сафвана бин Ассаля (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения, и необязательно делать это после удовлетворения естественных потребностей или сна» (Ан-Насаи, Ат-Тирмизи). 
 
لِحَدِيثِ صَفْوَانَ قَالَ: «أَمَرَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا كُنَّا سَفَرًا أَنْ لَا نَنْزِعَ خِفَافَنَا ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ وَلَيَالِيهَا لَا عَنْ جَنَابَةٍ، لَكِنْ عَنْ بَوْلٍ أَوْ غَائِطٍ أَوْ نَوْمٍ»
 
(«Ихтияр Литалилимухтар», стр. 23)
Протирание кожаных носков было узаконено для облегчения. В этом нуждаются многие люди, особенно те, кому трудно снимать носки перед каждым омовением, например, жители холодных стран, путники, солдаты и прочие. Разрешение протирать кожаные носки было названо разрешением отмены, поскольку человек, надевший кожаные носки, не обязан мыть ноги.
 
Условия протирания кожаных носков
1. Надевать кожаные носки следует в состоянии полной чистоты после совершения омовения (вуду). Если же человек наденет их после очищения песком, а потом найдёт воду, то протирать носки нельзя; омовение же надо будет совершить обязательно, поскольку протирать носки разрешается после каждого осквернения, требующего частичного омовения. Таким образом, надевать кожаные носки следует после совершения омовения, и если после этого человек осквернится, окажется, что он надел носки, будучи полностью чистым.
 Сообщается, что Сафван бин Ассаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам протирать кожаные носки в течение трёх суток, когда мы находились в пути, и в течение одних суток, когда мы находились у себя дома, если мы надевали их в состоянии ритуальной чистоты» (Ибн Хузайма).
2. Кожаные носки, которые человек хочет протереть, как и всё, что к ним приравнивается, должны полностью покрывать стопу и подниматься выше щиколоток.
3. В таких носках человек должен иметь возможность пройти по меньшей мере один фарсах (мера длины, равная 5760 метра) за сутки или же ходить полтора часа, не испытывая затруднений, поскольку обычно людям не надо ходить больше, чтобы сделать всё, что им нужно.
4. На носке не должно быть больших дыр. Если общая площадь мелких дыр такова, что их можно прикрыть тремя наименьшими пальцами ноги, протирать носок нельзя; в противном же случае это делать можно, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел своим сподвижникам протирать носки, а на их носках, как правило, были дыры.
5. Носок должен препятствовать попаданию на стопу воды, которая используется для протирания.
6. Если у человека, который хочет протереть носок, отсутствует передняя часть стопы, протирание оставшейся части будет недействительным. Это допускается только в том случае, когда по размеру эта часть равна трём наименьшим пальцам руки или превосходит её, поскольку обязательно протирать поверхность именно такой площади. В случае отсутствия передней части стопы носок протирать не следует даже при наличии пятки. Если же нога ампутирована выше щиколотки, кожаный носок на второй ноге протирать можно.
 
ثبت بالسنة قولا وفعلا والخف الساتر للكعبين مأخوذ من الخفة لأن الحكم به أخف من الغسل إلى المسح وسببه لبس الخف وشرطه كونه ساترا محل الفرض صالحا للمسح مع بقاء المدة وحكمه حل الصلاة في مدته وركنه مسح القدر المفروض وصفته أنه شرع رخصة وكيفيته الابتداء من أصابع القدم خطوطا بأصابع اليد إلى الساق "صح" أي جاز "المسح على الخفين
 
(«Мараки Фалах»)
 
Способ протирания
Человек, который совершает омовение, должен возложить смоченные водой растопыренные пальцы рук на переднюю часть носка (правая рука возлагается на правый носок, а левая – на левый), а потом протереть ими верхнюю часть стопы по направлению к голени. Достаточно протереть участок размером в три наименьших пальца руки. Заменой этому не может служить протирание внутренней поверхности, пятки, боковых поверхностей носков или голени. Сообщается, что Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если бы религия основывалась на самостоятельном суждении, то протирать нижнюю часть кожаного носка, конечно, было бы предпочтительнее, чем верхнюю, однако я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) протирал верхнюю часть своих кожаных носков» (Абу Дауд).
 
قَالَ: (وَيَمْسَحُ عَلَى ظَاهِرِهِمَا) حَتَّى لَوْ مَسَحَ بَاطِنَهُ أَوْ عَقِبَهُ أَوْ سَاقَهُ لَا يَجُوزُ لِقَوْلِ عَلِيٍّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ -: «لَوْ كَانَ الدِّينُ بِالرَّأْيِ لَكَانَ بَاطِنُ الْخُفِّ أَوْلَى بِالْمَسْحِ، لَكِنِّي رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَمْسَحُ ظَاهِرَهُمَا» .
 
(«Ихтияр Литалилимухтар», стр. 24)
Сообщается, что Аль-Мугира бин Шуба (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) (отошёл, чтобы) помочиться, а потом вернулся, совершил омовение и протёр свои кожаные носки. Он возложил правую руку на правый носок, а левую – на левый, а потом один раз провёл руками поверх носков, и я видел пальцы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на поверхности его носков» (Ибн Абу Шайба, Аль-Байхаки).
Достаточно протереть носки один раз, повторение же этого сунне не соответствует. Если протереть носки не вдоль, а поперёк, или двигаться не от носка к голени, а от голени к носку, протирание будет действительным, хотя это и противоречит сунне.
 
Срок действительности протирания
Для человека, постоянно живущего (мукым) где-либо, срок действительности протирания равен одним суткам, а для путника (мусафир) – трём.
Срок действительности протирания исчисляется со времени первого осквернения после надевания кожаных носков.
Сообщается, что Сафван бин Ассаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда мы находились в пути, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил нам, что в течение трёх суток следует снимать кожаные носки только в случае большого осквернения...» (Ан-Насаи, Ат-Тирмизи).
Передают со слов Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позволял путнику протирать (кожаные носки, не снимая их) в течение трёх суток, а постоянно живущему на одном месте – в течение одних суток, если человек надел свои кожаные носки в состоянии ритуальной чистоты (Ад-Даракутни, Аль-Хаким).
Передают также со слов Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) определил, что время действительности протирания кожаных носков для путника составляет трое суток, а для живущего на одном месте – одни сутки (Ибн Хиббан).
Сообщается, что Шурайх бин Хани сказал: «(В своё время) я пришёл к Аише (да будет доволен им Аллах), чтобы спросить её о протирании кожаных носков. Она сказала: “Тебе следует обратиться к (Али) Ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). Спроси его, ибо ему приходилось бывать в пути вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)”. Мы задали ему этот вопрос, и он сказал: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) установил для путника срок в трое суток, а для живущего на одном месте – в одни””» (Муслим).
 
رُوِيَ عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «يَمْسَحُ الْمُسَافِرُ ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ بِلَيَالِيهَا، وَالْمُقِيمُ يَوْمًا وَلَيْلَة
 
Срок действительности протирания исчисляется со времени первого осквернения после надевания кожаных носков. Так, если человек, находящийся у себя дома, совершил омовение (вуду) в семь часов утра, потом надел кожаные носки, а осквернился в девять часов, он может протирать свои кожаные носки до девяти часов следующего утра.
Если человек протрёт кожаные носки у себя дома, а потом отправится в путь до истечения срока действительности протирания, он может протирать кожаные носки как путник, то есть в течение трёх суток. Если же путник обоснуется на одном месте до завершения суток, он может протирать носки в течение суток, поскольку суждение об этом зависит от состояния человека, протирающего носки, на последнем отрезке периода времени, в течение которого протирание является действительным.
 
Действия, нарушающие протирание кожаных носков
1. Протирание кожаных носков делает недействительным всё, что делает недействительным омовение. Протирание заменяет мытьё ног, а это значит, что его делает недействительным всё то, что делает недействительным омовение.
2. Завершение срока действительности протирания. В подобном случае человеку следует снять кожаные носки и омыть ноги. Если срок действительности протирания истёк, но человек опасается причинить непоправимый вред ногам из-за сильного холода, он может снова протереть носки, не снимая их с ног, однако в подобном случае следует протереть носки полностью, как протирают лубки, наложенные на место перелома.
3. Снятие хотя бы одного носка, а также извлечение большей части стопы до голенища носка. Объясняется это тем, что недействительность омовения неделима, и в результате снятия носка с ноги прежнее осквернение распространится на неё. Кожаный носок препятствует распространению действия осквернения, но не удаляет его, вследствие чего человеку, который протёр кожаные носки, следует совершать молитву в них. Однако если носки будут нечисты, молитва окажется недействительной, и поэтому необходимо следить за их чистотой.
4. Смачивание большей части стопы водой. В подобном случае необходимо снять носки и омыть ноги, чтобы избежать соединения омовения с протиранием.
5. Если во время надевания с кожаным носком случится нечто такое, что сделает его протирание непозволительным, оно будет недействительным. Например, если носок рвётся и на нём образуются большие дыры, или когда в силу каких-либо причин в этом носке невозможно ходить.
 
    Не разрешается совершать масх как на обычные носки – так как они не отвечают вышеуказанным требованиям, так и на обычную обувь и ботинки. Все имамы четырех мазхабов фикха согласились с этим. Следовательно, если имам сделал масх на обычные носки, то его омовение недействительно, что делает недействительным и намаз – его и тех, кто следует за ним. Если человек без сомнения убежден, что имам сделал масх на тканевые носки и не помыл ноги, то он не должен совершать молитву, следуя за ним, но если есть вероятность фитны, то он может совершить ее с джамаатом, а после – повторить ее.
 
Мухаммад-Фарук Азимов

Рассылка сайта