Понедельник 29 Май 2017

 

Приезжайте к нам в Казань

 Однажды приехав в Казань, вы обязательно захотите вернуться сюда вновь и вновь. Этот уникальный город манит своим гостеприимством и теплотой, которую легко почувствовать даже в зимнюю стужу. Казань очень удобный для соблюдающих мусульман город, у них не возникнет проблем с выполнением религиозных обрядов. Для гостей и отбывающих прямо в Казанском аэропорту есть просторный молитвенный зал. А в самом городе много прекрасных мечетей, в которых можно совершить намаз.

 

Казань  удивительный исторический город России с древнейшей историей, в котором гармонично сочетаются различные культуры, трепетно сохраняющие памятники своего прошлого.
История Ислама в России тесно связана с Казанью. Ну и, конечно же, материальная и духовная культура Татарстана и ее столицы – визитная карточка нашей Родины.
Казань уникальным образом сочетает в себе культуру православного и мусульманского миров, тем самым ставя город на особую ступень в культурной жизни Российской Федерации.
Я часто бываю в Татарстане, в частности в Казани, и каждый раз еду туда с превеликим удовольствием. Очень гостеприимный, радушный народ живет в Казани, особо поражает многообразием и изыском татарская кухня. Много ресторанов и кафе, где еда соответствует стандартам халяль, что очень важно для мусульман. Недавно видел на сайте ДУМ РТ даже список детских садов, где детей кормят только халяльной едой.
Чистота – половина веры, говорится в хадисе, а чистота и красота – это вторые имена Казани.   
Современная Казань – наилучший пример толерантности. Это город мечетей и храмов, которых довольно много, и они гармонично украшают архитектуру столицы Татарстана. Важнейшие из старинных мечетей XVIII – XIX веков: мечеть «Аль-Марджани», Галеевская, Апанаевская, Азимовская, Султановская и другие.
Да и сам город в архитектурном плане – образец. В нем хорошо сохранилась архитектурная застройка исторического центра и Старо-Татарской слободы. Здесь и старинные купеческие особняки, и доходные дома богатых горожан XVIII – XIX веков: дом Шамиля, дома Кекина, Михляева, Соломина-Смолина, Апанаевых, Усмановых и т.д. Созданы новые культовые сооружения, которые полюбились казанцам и гостям.
Побывав в Казани, обязательно посетите мечети и прикоснитесь к истории города и духовному наследию великих ученых, которые здесь проживали.
Для читателей приводим краткую информацию о некоторых мечетях столицы Татарстана.
Каждая мечеть Казани достойна, чтобы о ней написали материал на целую полосу, может быть, с Божьей помощью, в следующих номерах мы напишем об этих домах Аллаха, их истории и архитектуре.
Конечно же, жемчужиной Казани является мечеть «Кул-Шариф» – главная джума-мечеть Республики Татарстан и Казани, расположенная на территории Казанского кремля.
Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.
Названа в честь её последнего имама сеида Кул Шарифа, который пал шахидом во время обороны Казани.
 
Мечеть «Аль-Марджани»
Мечеть построена в 1766 – 1770 годах. Это была первая каменная мечеть, построенная в Казани после её взятия Иваном Грозным в 1552 году. Самая старая мечеть Казани, дошедшая до наших дней. В советское время не прекращала свою работу. Своё название получила по имени известного богослова Шигабутдина Марджани, долгое время бывшего её имамом.
 
Апанаевская мечеть
Построена в 1768 – 1771 гг. Мечеть была закрыта 6 февраля 1930 г. В советское время минарет, своды залов мечети были разрушены, а внутреннее пространство разделено на три этажа. Декоративные элементы большей частью были стесаны. В здании размещался детский сад. В 1995 г. здание было передано медресе «Мухаммадия». В 2007 – 2011 гг. проведена комплексная реставрация, включая восстановление минарета и внутреннего деления на два этажа.
 
Галеевская мечеть
Памятник татарской культовой архитектуры. Построена в 1798 – 1801 гг. на средства купца Мусы Мамяшева в формах раннего классицизма конца XVIII века. Находилась недалеко от Сенного базара. Двухэтажная двухзальная мечеть-джами с восьмигранным трёхъярусным минаретом в центре крыши.
Многие годы мечеть воспитывала духовно-просветительскую элиту татарского народа, именно в ней читали свои молитвы-намазы Шигабутдин Марджани, ишан Зайнула Шариф Расулев, Габдулла Тукай, Галимджан Баруди, Галиаскар Камал и многие другие великие ученые и просветители татарского народа.
В советское время мечеть претерпела множество испытаний, так, в 30-е годы был разобран минарет мечети. Постановлением Совета Министров Татарской АССР № 601 от 23.01.1981 года она была признана памятником архитектуры. Вплоть до 1992 года в здании располагалась гостиница, дом колхозника и различные коммунальные службы. С 1998 года в её стенах размещался Российский исламский университет, затем женское общежитие медресе «Мухаммадия».
22 декабря 2015 года после реставрации состоялось торжественное открытие Галеевской мечети.
 
Мечеть «Иске-Таш»
 Девятая соборная, Старокаменная мечеть – историческое действующее мусульманское культовое сооружение в Ново-Татарской слободе.
Согласно старой легенде, она была установлена на месте братской могилы бойцов, которые защищали Казань от войск Ивана Грозного в 1552 году.
Была построена в 1802 году на пожертвования торговца Габдуллы Утямышева. В 1830 году реконструирована. Фасады мечети были сделаны в лучших традициях классицизма. Их строгость подчеркнута минаретом с тремя ярусами. Форма минарета связана стилем с минаретами, что были в древних городах Волжской Булгарии и Касима. Мечеть является двухэтажной, имеет два зала, минарет помещен в центр щипцовой крыши.
Мечеть была общественным центром Ново-Татарской слободы.
Мечеть была закрыта в конце 1930-х. В советское время она использовалась как школа и затем как склад, когда впритык к ней и закрывая вид на неё было построено новое большое здание школы. В 1994 году мечеть была возвращена верующим.
 
Белая мечеть
Каменная мечеть в Ново-Татарской слободе Казани. Была построена на месте прежней деревянной в 1801 – 1805 годах. В 1929 года мечеть была закрыта и использовалась не по назначению (татарская школа, меховой цех). В 1930-е годы разобран минарет мечети, сделаны перепланировка здания и пристройки к восточному и южному фасадам. В 1998 году был поднят вопрос о возвращении здания бывшей мечети мусульманам. Наконец, в 2004 году здание было возвращено верующим.
 
Голубая мечеть
Она расположена в Старо-Татарской слободе и является памятником татарской храмовой архитектуры. Название получила по цвету стен. Построена в 1815 – 1819 гг. Двухэтажная двухзальная мечеть-джами с трёхъярусным минаретом на крыше.
В 1864 г. купец Г. Б. Мустакимов, пожертвовав собственный земельный участок, расширил мечеть на три окна по фасаду и соорудил вокруг неё ограду по проекту архитектора П. И. Романова. В 1907 г. купец Г. А. Ишмуратов увеличил михрабную часть здания перестройкой, а также расширил кладовую мечети. Мечеть четвёртого прихода была закрыта постановлением Секретариата ТатЦИКа от 10 марта 1932 г. В 1930-е гг. минарет разобран. В советское время использовалась под жильё. С 1993 г. используется по назначению, однако минарет был восстановлен только в 2009 году.
 
Азимовская мечеть
Азимовская мечеть построена в XIX веке. Ее с удовольствием посещают не только мусульмане для совершения намаза, но и туристы, которых привлекает ее архитектура.
Возведение мечети датируется 1890 годом. Выполнено здание в стиле национально-романтической эклектики, а спонсировал мероприятие один из богатейших казанских купцов М. М. Азимов. Изначально имамом в мечети служил А. Абдулгафаров, положивший начало целой династии священнослужителей.
В первой половине ХХ века Азимовскую мечеть, как и множество других религиозных построек в СССР, закрыли власти. Прихожанам она была возвращена только в 1989 г.
В период с 1930 по 1992 гг. постройка использовалась по самым разным назначениям, кроме религиозного – в ней размещались правительственные и общественные организации.
 
Закабанная мечеть
Закабанная мечеть была построена в Казани к тысячелетию принятия Ислама (поэтому ее нередко называют Юбилейной). Несмотря на то, что возвели ее в период прогрессирующего атеизма во времена СССР, она стала местом, где объединились татары. Закабанная мечеть – это также интереснейший туристический объект.
Он стал единственным подобным сооружением, завершенным при советском правительстве. Еще в 1912 г. исследователи и представители религии разработали план подготовки к принятию Ислама, частью которого и была постройка храма. К 1914 г. удалось соорудить лишь медресе, так как процесс был прерван Первой мировой войной, и открытие мечети состоялось уже в 1926 г. по разрешению Иосифа Сталина. Но через 4 года власти вынесли постановление о закрытии храма, вследствие чего с минарета был снят мусульманский полумесяц, а взамен водружен советский флаг.
По окончании Великой Отечественной войны здание отвели для детского сада и школы. А позже в нем находился ДОСААФ, пока в 1991 г. мечеть вновь не вернули общине мусульман.
Романтический стиль с вкраплениями восточно-мусульманских мотивов делает мечеть ярким памятником татарской культовой архитектуры.
Вкупе это придает постройке арабо-мавританские нотки архитектуры Средневековья. Дополняют внешний вид стены из красного кирпича с оштукатуренными элементами и зелеными вставками из керамики. Сегодня на первом этаже мечети находится молельный зал, а второй отведен для учебных целей.
 
Дом Шамиля
Дом Шамиля – здание в историческом центре Казани, перестроенное в начале XX века. Дом Шамиля является яркой достопримечательностью Старо-Татарской слободы, памятником архитектуры и объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения.
Около 1863 года для Ибрагима Исхаковича Апакова – почётного потомственного гражданина Казани, купца первой гильдии, миллионера – в Старо-Татарской слободе на Екатерининской улице у Юнусовской площади был построен двухэтажный особняк.
В 1884 году единственная дочь купца Апакова Бибимарьямбану была в 18-летнем возрасте выдана замуж за 45-летнего генерала Мухаммед-Шафи Шамиля, третьего сына великого имама Шамиля. В связи с этим каменный двухэтажный дом с прилегающими одноэтажным флигелем, хозяйскими постройками и садиком был передан им в качестве свадебного подарка.
В 1902 году здание пострадало от большого пожара в Старо-Татарской слободе, уничтожившего более 300 домов. В 1903 году дом был существенно перестроен.
В 1906 году во время очередной поездки в Кисловодск Мухаммед-Шафи скончался, и вдова с дочерьми вскоре переезжает в Санкт-Петербург. Усадьба с домом была продана преуспевающему 25-летнему купцу второй гильдии Валиулле Ибрагимову.
В 1919 году собственность купца Валиуллы Ибрагимова экспроприировали. Дом Шамиля был заселён жильцами, и оставался жилым до 1981 года. Среди горожан за домом прочно закрепилось название «дом Шамиля».
Постановлением Совета Министров в 1981 году дом Шамиля поставлен на охрану как памятник истории и архитектуры. В середине 1980-х годов Татарская специальная научно-реставрационная производственная мастерская провела реставрационные работы в здании.
В Казани «домом Шамиля» именовали также дом Блохина (располагался на Профсоюзной улице, 32), построенный в 1849 году по проекту архитектора А. Песке и купленный во второй половине XIX века Мухаммед-Шафи. Сын Шамиля жил в нём до переезда в Старо-Татарскую слободу.
В данном материале мы не успели рассказать про древний город Булгар, иншааллах, сделаем это в следующих номерах.
 
Ильнур Файзуллин

Рассылка сайта