Понедельник 29 Май 2017

 

Ответы на вопросы читателей согласно шафиитскому мазхабу

– Мы для мечети купили КамАЗ песка, закончили все работы, а оставшийся песок выкупил один брат-мусульманин, он оплатил даже больше, чем положено. Однако некоторые говорят: то, что принадлежит мечети, нельзя трогать вообще. Но мне кажется, чем портить имущество и допускать расточительство, лучше продать, а деньги положить в кассу мечети...

 

– Всё, что касается мечети, чаще всего является вакфом, и те, кто утверждают, что имущество мечети нельзя продавать, частично правы.
Однако в книгах шафиитского мазхаба этот вопрос подробно разъясняется:
«Разрешается продавать подстилки мечети, когда они износились, а также бревна мечети, если они поломались или приблизились к такому состоянию, что скоро могут поломаться и будут непригодны ни к чему иному, кроме как для топки. Это делается в целях сохранения имущества мечети, ибо получение небольшой денежной выручки для мечети предпочтительнее, чем без пользы потерять все это. Этот случай является исключением из правила, которое гласит, что «вакф нельзя продавать». Некоторые учёные придерживаются противоположного мнения и говорят, что их (подстилки, брёвна и т.п.) нельзя продавать и следует оставить так, как есть.
Но такое противоречие между учеными имеется только насчет вакфа, а что касается того, что находится во владении мечети путём купли и тому подобного (безвозмездной передачи, дарения…), то это, однозначно, можно продать» («Тухфат аль-мухтадж»). «А вырученные средства следует передать для нужд мечети» («Хашия Ширвани»).
 
– Можно ли занести в туалет телефон, в память которого занесен Коран или другие исламские книги?
– Как известно, запрещается вносить в туалет и подобные места Коран. Что касается телефона, в памяти которого имеется Коран, некоторые аяты, книги по религиозным наукам или другие почитаемые записи, то нет запрета на то, чтобы внести его в туалет и другие подобные места, если эти записи не открыты на экране телефона. Если вместо мелодии звонка установлен азан, чтение Корана или зикр, то следует оставить телефон за пределами отхожего места или выключить его во избежание проигрывания азана, чтения Корана и тому подобного в туалете, если вдруг позвонят на телефон («Иршадуль авам»).
  
– Можно ли покупать что-либо в рассрочку?
– Покупать товар в рассрочку, то есть оплатить купленный товар после прохождения некоторого времени, дозволяется в Шариате. Соответственно, участники такой сделки не впадают в грех. Если вы покупаете что-либо, соблюдая все правила купли-продажи, договариваетесь об оплате в течение определённого времени, не обговаривая другие дополнительные условия, то в такой сделке нет ничего запретного.
Исключение составляют только товары, которые относятся к категории риба (ростовщичество), а при продаже или обмене таких товаров должны соблюдаться другие дополнительные условия. 
Однако если при купле-продаже товара в рассрочку оговаривается переплата, штраф, пеня или другие выплаты в случае просрочки оплаты, то такая сделка является запретной.
 
 

– Если ребёнок левша, надо ли его переучивать?

 

– Делать все правой рукой или начинать с правой руки является сунной нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во всех одобряемых делах. Однако, если ребёнок родился левшой, то, согласно данным современной медицины, полностью переучить левшу практически невозможно.
Родители и даже педагоги раньше считали, что левшей надо обязательно переучивать, а также, что леворукость – это признак отставания в развитии. Но, по мнению детских психологов, леворукость может свидетельствовать, наоборот, о большом творческом потенциале, и она совсем не приравнивается к недостатку.
Такой ребенок, даже начав писать правой рукой, все равно будет использовать левую в подавляющем большинстве других действий. При этом, в попытке переучивания, левое полушарие мозга начинает ощущать солидную нагрузку из-за новых для него функций. Это зачастую приводит к различным непредсказуемым проблемам, таким как задержка развития речи, заикание, расстройство сна, головные боли и снижение работоспособности. Кроме того, у малыша появляется негативное ощущение, что он «не такой, как все». В результате у ребенка стремительно занижается самооценка и появляется множество комплексов.
Исходя из вышеприведенных фактов из современной медицины и психологии, полностью переучивать левшу не стоит, ибо это может причинить ребёнку определённый вред. А причинение вреда в Исламе однозначно запрещается. Однако следует учить и такого ребенка делать некоторые вещи правой рукой, когда в этом нет для него вреда. 
 
 

– Как быть, если нет золота/серебра для выплаты милостыни после бритья новорожденного? Есть ли альтернатива, или можно не совершать эту сунну в данном случае?

 

– Желательно сбрить все волосы на голове ребенка на седьмой день после рождения. После этого желательно раздать в качестве милостыни (садака) золото или серебро, равное весу сбритых волос. На это указывает достоверный хадис, в котором говорится: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) велел Фатиме взвесить волосы Хусайна и соответствующее их весу серебро раздать как милостыню». К серебру добавили также и золото, ибо оно является более предпочтительным, поэтому будет даже лучше выплатить золото. Более того, от Ибн Аббаса (да будет довлен им Аллах) передается, что желательно раздать в качестве милостыни серебро или золото («Тухфат аль-Мухтадж»).
В «Тухфате» и других книгах шафиитского мазхаба раздача этой милостыни ограничена золотом или серебром, а об иных альтернативах не упоминается.
Раздавать эту милостыню желательно на седьмой день после рождения ребенка, но срок не ограничен. Если она не была выплачена вовремя, то, когда этот ребенок станет совершеннолетним, ему самому желательно совершить данную сунну («Хашия Ширвани»).
Следовательно, не совершать эту сунну, в данном случае из-за отсутствия золота или серебра, не следует. Когда появится такая возможность, тогда и раздайте.
Но чтобы не оставлять не совершенной эту сунну, лучше отдать цену золота или серебра, следуя ханафитскому мазхабу.
 
 

– Опишите, пожалуйста, первого человека на Земле – пророка Адама (мир ему).

 

– Когда Всевышний изволил осуществить Свое предвечное решение о создании людей и сделать Адама (мир ему) прародителем человечества, Он послал ангела Израиля (мир ему) за землей для сотворения Адама (мир ему), и тот вернулся с землей, исполняя поручение.
Мягкую и жесткую, черную и красную, разного цвета, с разных гор и равнин собрал он глину и предстал перед Всевышним Аллахом. Потом Ангел смерти по приказу Всевышнего начал разводить глину на сладкой, горькой и соленой воде. Из-за различного вкуса воды стали разными и черты потомков Адама (мир ему). Оттого, что происхождение и цвет земли были неодинаковы, Аллах  сотворил людей, говорящих на разных языках, красивых и некрасивых, хороших и плохих, черных и белых.
Затем по повелению Всевышнего из глины изваяли тело Адама (мир ему) без души, и на некоторое время поставили его у ворот Рая, где проходили ангелы. Увидев тело приятной внешности и высокого роста, сотворенное так, как соизволил Творец, они с удивлением рассматривали его, поскольку раньше не видели подобного («Истории пророков»).
Передают со слов Абу Хурайры (да будет довлен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах  создал Адама (мир ему) ростом в 60 локтей (около 30 метров)» (Бухари).
В книге «Фатх аль-Аллям» пишется: «Рост Адама (мир ему) был 60 локтей, а ширина плеч – семь локтей. Его жена Хава тоже была такого же роста и телосложения. Говорят, что Адам (мир ему) был красивее Хавы, но она была мягче и нежнее».
 

– Что означает фраза Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет довлен им Аллах) "Узлы Ислама развяжутся один за другим, когда появятся в Исламе те, кто не знал джахилии"?

 

– Эти слова Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет довлен им Аллах) именно в таком контексте не приводятся в известных книгах хадиса, но Аль-Хаким, Байхаки и другие приводят хадис с подобным смыслом. От Мустазилля ибн Хасина (да будет довлен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет довлен им Аллах) сказал:
 
قد علمت ورب الكعبة متى تهلك العرب: إذا ولي أمرهم من لم يصحب الرسول صلى الله عليه وسلم، ولم يعالج أمر الجاهلية
 
«Клянусь Господом Каабы, я узнал, когда пропадут арабы. Это будет тогда, когда ими будут править те, кто не были вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и не участвовали в работе по исправлению дел, которые совершались во времена джахилии» (Аль-Хаким. «Аль-Мустадрак», №8318; Байхаки. «Шуаб аль-иман», №7119).
Смысл данного изречения Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет довлен им Аллах) более чем понятен. Ведь если человек не знал джахилии – а всё то, что противоречит тому, что принёс Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), относится к джахилии, – он будет близок к тому, чтобы счесть некоторые из их путей путями верующих. То есть если человек не застал времена невежества вместе Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он может не знать всего этого. Соответственно, ему не с чем будет сравнивать Ислам и прямой путь, так, как сделали это те, кто знал противоположное Исламу.
 
 

– Имеет ли муж право развестись, если жена не устраивает его в плане интима?

 

– Право развода принадлежит мужу в любой ситуации, кроме некоторых положений. Однако развод, будучи дозволенным поступком, является одним из тех деяний, которое больше всего вызывает гнев Всевышнего Аллаха. Следовательно, муж имеет право разводиться с женой, если она его не устраивает.
Однако качество, указанное в вопросе, не является самым приоритетным для жены. Исходя из хадиса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который передаёт имам Муслим: «На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирайте жену из-за её религиозности», – жену следует выбрать религиозную. То есть, если у жены присутствует это качество, не следует разводиться с ней только из-за того, что она не устраивает в плане интима.