Четверг 25 Май 2017

 

Истинное почитание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

Раби-уль-Авваль – наиболее значимый месяц в истории Ислама, так как именно в нем человечеству была оказана милость в виде рождения достопочтенного пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). До рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не только Аравийский полуостров, но и так называемые цивилизованные народы Рима и Персии утопали во тьме невежества, предрассудков, тирании и беспорядков. Достопочтенный Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл с единственной верой, дающей твёрдую основу истинным знаниям, справедливости и миру. Это была та самая вера, которая вывела человечество из невежества и предрассудков и распространила свет истинного знания по всему миру.



Таким образом, рождение достопочтенного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)  было наиболее важным и значительным событием в истории человечества. 
Действительно важным в отношении достопочтенного Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является: в первую очередь, следование его учению, а во-вторых – донесение его праведной Сиры до каждого мусульманина, сохранение её в сердцах мусульман с раннего детства, обучение членов семьи с тем, чтобы они вели свою жизнь в соответствии с ней и почитали её как самый выдающийся пример человеческого поведения во всём мире за всю его историю, – и всё это должно сопровождаться самой большой любовью и почтением, которые выражаются не какими-то формальными обрядами, а посредством настоящего следования Сунне. Это не может быть достигнуто посредством выполнения каких-то формальных действий. Требуются постоянные и последовательные усилия и целенаправленные программы обучения и подготовки.
 
– Не является ли восхваление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на мавлидах чрезмерным и не нововведение (бида) ли это, поскольку сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, чтобы его не хвалили?
– Такие сомнения никогда не появятся у того, кто имеет твердую веру, соблюдает предписания Ислама и обладает здравым рассудком. После того как сам Всевышний, Создатель всего сущего, восхвалил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Коране, разве сможем мы восхвалить его больше, чем Аллах ?! Наши восхваления Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это капля в море из того, что он заслуживает.
Сам Всевышний Аллах поклялся именем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (сура "Аль-Хиджр", аят 72). Также Он дал ему свое великое имя – Рауфун Рахим, т.е. «Милостливый, Очень жалеющий» (сура "Ат-Тавбат", аят 128). К тому же Аллах  обещал ему в Судный день степень (макам) "василат", которую не получит никто больше ни на небесах, ни на земле. Так говорится в достоверном хадисе, переданном от имама Муслима. Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сделали милостью для всего сущего (сура "Аль-Анбия", аят 107). Всевышний обещал дать ему степень, восхваляемую предыдущими и последующими ангелами, джиннами и людьми (сура "Аль-Исра", аят 79). Обещал ему: "Твой Господь позже даст тебе то, что тебя обрадует" (сура "Аз-Зуха", аят 5). Также сказали ему: "Твое имя и рассказы о тебе Аллах  возвысит среди народов на самое высокое место" (сура "Аммархи", аят 4). Аллах  хвалил его, говоря ему: "Ты над самым высоким нравом" (сура "Аль-Калам", аят 61). Поэтому, когда человек, принимая Ислам, читает шахадат; когда пишут книгу, делают хутбу на пятничном намазе, читают «Аттахияту» в намазе и т.д., – нет места и времени, где не упоминается имя Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В Коране даже сказано о запрете громко разговаривать в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (сура "Аль-Худжрат", аят 2). Всевышний в Коране повелевает, чтобы при обращении к нему говорили: "О Посланик Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)", а не "О Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует)", тем самым оказывая ему уважение (сура "Аннур", аят 65). Коран оценил его как "нур", т.е. источник, дающий свет (сура "Аль-Ахзаб", аят 46). Следование за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) Аллах  сделал признаком следования за Собой и любви раба к Себе (сура "Аль-Имран", аят 31). Тот, кто внимательно читает Коран, заметит, что в нем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) восхваляется Всевышним от начала и до конца Священной Книги. Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил: "Я буду в Судный день сайидом (господином) всего человечества". Этот хадис передал Тирмизи. Ангел Джибриль (мир ему) сказал: "Когда я обошел Запад и Восток, я не нашел более любимого и дорогого для Аллаха  человека, чем ты (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует))" (так передали имамы Табрани и Байхаки).
Разве сподвижники (асхабы) мало исполняли назму, восхваляющие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и после того, как он покинул этот мир? Среди тех, кто пел назму, были: Али-Асхаб, Аиша, Абдуллах бину Раввахат, Хасан бину Сабат, Сафият бинту Абдуль Муталиб, Каб бину Зухайр и другие (да будет довлен им Аллах). Чтобы восхвалять его, как это необходимо, разве не нужно знать его по-настоящему?! И кто знал его больше, чем сам Всевышний? Поэтому, даже если захотим, мы не сможем его восхвалить чрезмерно и больше, чем это делал Всевышний Аллах.
А хадис "Вы меня не хвалите чрезмерно…", на который ссылаются впавшие в заблуждение, трактуется ими неверно. В нем достоверно говорится так: "Вы меня чрезмерно не хвалите, как христиане Ису, сына Марьям". То есть не хвалите, как христиане – пророка Ису (мир ему), и не называйте Богом или сыном Бога – чтобы не поднимать на степень Всевышнего или не называть Его именем, разрешенным только для Аллаха . Если не делать так, то разрешается восхвалять Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как пожелаете и как можете. Но как бы мы ни хвалили его, наши восхваления будут лишь каплей в океане того, что он заслуживает.
 
– Говорят, что, находясь в пути (сафар), нежелательно совершать намазы-сунна…
– Нет, это не так. Согласно всем четырем мазхабам, совершать намазы-сунна в пути желательно – совершивший их получит очень большое вознаграждение. Имам Аль-Газали в своей книге "Ихья" пишет: "Ты не прекращай совершать намазы-сунна из-за того, что находишься в пути (сафар). Вред от их несовершения для тебя будет большим, чем польза от самого сафара".
Разрешается укорачивать обязательные намазы, находясь в пути, и это – добровольное дело каждого. Но основанное на этом утверждение о том, что нельзя совершать намазы-сунна, находясь в пути, является признаком незнания Шариата. Именно для того, чтобы, даже находясь в пути, не прекращать их выполнение, Шариат разрешает совершать намазы-сунна, не покидая средства передвижения (верховое животное, автотранспорт и т.п.). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), находясь в пути, не переставал совершать намазы-сунна даже будучи верхом. Абу Давуд передал: "Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), находясь в пути, желал совершить намазы-сунна, он поворачивал животное, на котором сидел, в сторону киблы и со словами "Аллаху Акбар!" вступал в намаз".
Имам Бухари передал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал намазы-сунна, сидя верхом на животном, а для совершения обязательных (фарз) намазов слезал с животного".
Имам Бухари и Муслим передали от Ибну Умара (да будет довлен им Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал намазы-сунна верхом на животном, куда бы оно ни поворачивалось". 
 
 
– Некоторые мужчины в хадж отправляются по нескольку раз (да примет Всевышний их деяния), при этом не берут с собой жен, имеющих на то здоровье; или, наоборот, жена уезжает в хадж, а муж – нет. Правильно ли это?
– Всевышний возложил на человека совершение хаджа только один раз. Но Шариат не обязывает мужа из своего собственного состояния брать жену с собой. Может быть и такое, что они не имеют средств и возможности совершить паломничество вдвоем. К примеру, для совершения хаджа женщине необходим сопровождающий (махрам), но при отсутствии возможности отправиться вдвоем едет муж. Но если муж остается дома, а жена отправляется в хадж в сопровождении махрама и с разрешения мужа, то в этом нет никакого противоречия. Но не разрешается женщине ездить в хадж с целью торговли и т.д.
 
 
– Является ли необходимым в наше время выплачивать калым?
– Калым, или махр, т.е. имущество, выделяемое женихом невесте при заключении брака, по мазхабу имама Абу Ханифы является ваджибом, и при заключении акта бракосочетания желательно указать его сумму. Имущество же, выделяемое женихом родителям невесты в качестве платы за дочь, является национальным обычаем и не имеет степени обязательности в Исламе.
В Коране Аллах  говорит (смысл): "Давайте женам их махр" (сура "Ан-Нисаи", аят 4). Также известен случай, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному из сподвижников: "Дай ей хотя бы железное кольцо". Желательно, чтобы махр не был меньше 10 дирхамов (34 г серебра). Однако в то же время Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) призывает нас к умеренности в размере махра. В хадисе сказано, что лучшая из женщин та, которая и сама красива, и назначает легкий махр.
При выделении махра надо помнить слова Умара ибн Хаттаба (да будет довлен им Аллах), который сказал: "Не увеличивайте махр женщинам. Если бы это было показателем почета в этом мире или богобоязненности в последнем, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) опередил бы вас в этом. Ведь он не дал в качестве махра какой-либо из своих жен более 12 укий (40 дирхамов), а также и дочери его не получили больше этой суммы".
 
 
– Можно ли совершить бракосочетание (никях) без разрешения имама села или города?
– Если соблюдаются все условия, указанные Шариатом при совершении никяха, тогда имам не нужен. Но их иногда не могут соблюсти даже некоторые ученые. Поэтому будет неверным утверждать, что непросвещенные в этом вопросе могут совершить никях. Таким образом, будет лучше все вопросы, связанные с бракосочетанием, возложить на имама.
  
– Можно ли оглашать азан, не совершив омовения?
– Можно, так как азан – это зикр, а не намаз. Но является желательным совершить омовение. Нежелательно (макрух) оглашать икама, не имея омовения («Лубаб фи шархи китаб», том 1, стр. 58).
 
– Что достойнее: учить исламские науки (ильм) или читать Коран?
– Достойнее учить исламские науки. В хадисе, переданном от Абу Зарра (да будет довлен им Аллах), сказано, что посещение маджлиса, где изучают ильму, достойнее, чем совершение тысячи ракаатов намаза-сунна, посещение тысячи больных и предание земле тысячи умерших. У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: "О Посланник (да благословит его Аллах и приветствует)! Изучение науки достойнее или чтение Корана?" Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Поможет ли чтение Корана, если не изучать науки?"