Понедельник 29 Май 2017

 

Не упрекай, начни с себя!

"Какие же они мусульмане, если не молятся, не постятся, не одеваются по нормам Ислама, совершают прелюбодеяние, да и вообще погрязли в грехах?" – нередко рассуждаем мы.

 
Если даже общество в целом считает человека хорошим, но, узнав о его каком-то отрицательном качестве или услышав о его недостойном поведении, мы сразу бросаемся осуждать его, забывая о тех достоинствах, о которых всем известно. "А еще мусульманином считает себя", – говорим мы друг другу, будто сами мы идеальны и никогда не грешим.
К сожалению, желание видеть и осмеивать недостатки и грехи сестры или брата по вере стало для нас неотъемлемой частью самоутверждения. Нам кажется: если мы расскажем свету о прегрешениях остальных, осудим их, обвиним их чуть ли не в неверии, то сами будем выше и лучше тех, чьи недостатки мы так усердно высмеиваем. И это желание быть лучше и выше засасывает нас, как топкое болото, из которого мало кто сможет выбраться самостоятельно.
Но, с другой стороны, можно спросить: "Те мусульмане, о чьих грехах – малых и больших – стало нам известно, правы в том, что, будучи мусульманами, ведут себя недостойно, не молятся, не постятся и т.д.? Мы имеем право отнести этих мусульман к "этническим", а себя называть "соблюдающими"?
В последнее время часто можно услышать выражение «этнические» и «соблюдающие мусульмане». К этническим относят тех, кто родился в исламской семье, носит исламское имя, знает немного о своей религии, отмечает исламские праздники, но по разным причинам не соблюдает шариатские нормы: не молится, не постится, не выплачивает закят.
Этнические мусульмане обычно говорят: «Я, конечно, мусульманин, но не молюсь». То же самое и насчёт поста, закята, одеяния и т.д. Слово «конечно» при этом произносится с таким выражением лица и с такой интонацией, что спросивший невольно чувствует себя виноватым, хотя и не понимает, в чём его вина. Так несоблюдение предписаний Всевышнего теми, кто  называет себя мусульманином, становится обыденным делом для этнических мусульман.
Безусловно, мы не должны забывать, что любой человек, произнёсший формулу единобожия, то есть шахаду, и признающий всем сердцем истинность этих слов, является мусульманином. Он не останется навечно в адском огне и попадёт когда-нибудь в Рай, если умрёт с таким же убеждением.
В этом, как и во всех других предписаниях нашей религии, таится огромное благо для нас, так как мы должны надеяться на милость Создателя, но одновременно мы должны и бояться Его гнева.
Как говорил один из достойных проповедников современности – Гитиномагомед Абдулгафуров (да простит Аллах  его грехи), в наше время в мусульманах мало боязни наказания Всевышнего и очень много надежды на Его милость. По его словам, мы хотим, почти бездействуя, заслужить райские блага.
Действительно, милость Творца безгранична, но как можно не бояться гнева Его, когда не соблюдаешь даже обязательные предписания, такие как намаз, пост, закят и т.д.? Как же беспечны и жестоки такие мусульмане по отношению к самим себе! Впереди нас – вечность, а вечность – это не год, не два, даже не тысячелетие. Вечность нескончаема. Неужели мы откажемся от благ в вечной жизни из-за этой своей беспечности?
Если спросишь у этнических мусульман, почему он или она так халатно относятся к своим обязанностям в религии, они отвечают, что являются и без того хорошими людьми, что никому ничего плохого не сделали и что у них «доброе сердце», а Создатель в первую очередь оценивает именно нрав. И не знаешь, что на это ответить, так как любой довод порою может оттолкнуть их от религии ещё больше, да и надежды на милость Аллаха  лишать мы не имеем права.
Но что же должно быть причиной такого поведения этнических мусульман? У каждого она своя: отсутствие знаний о религии, лень, озлобленность на всё вокруг, да и банальное нежелание что-то изменить.
Мы осознаём, насколько еда, вода, воздух необходимы нашему организму для дальнейшего функционирования, но почему-то думаем, что наша душа, созданная для вечной жизни, не нуждается в пище духовной. И не понимаем, что «доброго сердца» мало для того, чтобы заслужить довольство Всевышнего.
Как же можно не бояться гнева Творца, надеясь лишь на Его милость, если безответственно относишься к опоре Ислама – молитве, лишь утверждая в это время, что у тебя «доброе сердце»?
А что же мы можем сделать для таких мусульман? Осудить их? Обвинить во всех смертных грехах, доказывая себе и остальным свое превосходство?  Унизить, оскорбить их, еще больше отдаляя их от религии? Нет! Ни в коем случае нет! Кто мы такие для этого? Не суди, да не судим будешь.
На мой взгляд, мы можем лишь просить Всевышнего за всех в своих искренних мольбах и мягко наставлять  добрым словом тех, чьи несовершенства мы заметили.
Пусть Аллах  не сделает нас из числа лишённых Его милости и даст силы соблюдать все предписания нашей религии. Пусть Он наставит всех нас на истинный путь. Пусть Создатель сделает нас из числа тех, кто в первую очередь видит недостатки и грехи свои, а не других. Амин, я Мужиб.
 
Мадина Магомаева