Четверг 25 Май 2017

 

Шейхи Интернета

Диалог на рынке

 

Мусульмане, в отличие от представителей других конфессий, имеют такую интересную обязанность – призывать всех, кто их окружает, к добру и предостерегать от нанесения зла – как себе, так и другим, а также от прегрешений. Такая обязанность служит знаком взаимного воспитания людей и защиты общества от гибели. Среди людей, где строго следуют этому завету, царит спокойствие, мораль и воспитанность.
 
Но результат следования данному завету напрямую зависит от того, как его выполняют, так как у каждой обязанности есть свои методы и условия ее исполнения. Не соблюдая их, можно получить не оздоровление общества, а, наоборот, его разложение.
Не могу не рассказать о небольшом инциденте, в котором недавно пришлось принять участие. Во время своего последнего визита на рынок столкнулся с весьма интересной формой «призыва» на путь истины.
Проезжая по рядам рынка и заметив нужный товар, решил уточнить наличие определенной марки у продавца. При этом не стал парковаться – вдруг ее нет.
– У вас есть …?
В ответ – очень грубо и высокомерно:
– Не «есть?», а – «ассаламу алейкум».
При этом руки в боки. На вид ему лет сорок, на лице щетина, почти сбритые усы, на голове черная тюбетейка. На какое-то время я замер, не находил, что сказать. Было чувство, что я совершил тяжкий грех, не начав разговор с приветствия. Увидев мое оцепенение, он продолжил «наставлять»:
– Ты не обижайся, брат, но разговор надо начинать с исламского приветствия. Ты не первый, кому я сделал замечание.
Я уже стал приходить в себя. И говорю ему:
– Вот таким грубым тоном, безапелляционно вы призываете к Исламу?
– Да, а что не так?
– А вы не боитесь, что в результате вот такого невежливого «призыва» люди могут отвернуться от Ислама?
– Ну и что, мое дело – сделать замечание.
– Вы имеете исламское образование, знания о том, как надо совершать призыв? Если да, то на какие источники вы ссылаетесь?
– Нет, я незнающий.
– А почему тогда вы грубите людям?
– Потому что так надо! Вам трудно просто принять истину, и не нравится, чтобы вам делали замечания.
– Но разве нельзя это делать так, чтобы я не подумал про вас и про то, к чему вы призываете, плохо. При изучении Ислама я нигде не встретил, что можно или надо призывать грубо. Наоборот, везде говорится, что в деле призыва необходимо проявлять мягкость, терпение и вежливость. Если вы несведущи в тонкостях призыва, может, вам и не стоит им заниматься? Ведь у призыва есть свои правила, методы, обязанности.
– Даават надо делать железно, жестко (именно так он и сказал).
– Где это написано, покажите, пожалуйста. Разве вы не видите, каков результат такого даавата? Если бы я оказался далеким от Ислама человеком, то положительное мнение про вас и про то, к чему вы призываете, у меня вряд ли сложилось бы.
– Не могу доказать, но уверен, что делать это надо так.
– Тогда заниматься призывом вам даже запретно, так как вы приводите людей к плохому мнению об Исламе.
– Нет, не прекращу. А вот можно набрать в Яндексе про призыв…
– Интернет не может быть авторитетом, так как неизвестно, насколько достоверна информация, размещенная там. Говорится ли об этом в книгах улемов четырех мазхабов?
Всевышний Аллах в Коране сказал:
 
ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ
 
«Призывай к пути Господа своего с мудростью и хорошим наставлением» (сура «Ан-Нахль», аят 125).
Всевышний Аллах повелевает Своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) призывать народ к Аллаху с мудростью. Ибн Джарир сказал: «Это то, что было ниспослано ему из Корана и Сунны». Необходима также и мягкость. Всевышний говорит в Коране: «Ступайте к Фараону вдвоём, ибо он преступил границы дозволенного. Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится» (сура «Таха», аят 44).
Это веление было обращено к Пророку Мусе и его брату Харуну. Несмотря на то, что Фараон был одним из самых заблудших людей в истории человечества, тем не менее, было велено говорить с ним мягко. Если даже с Фараоном надо было соблюдать мягкость, то по отношению к этническим мусульманам это необходимо делать непременно.
Речь призывающего на путь Аллаха  должна быть мягкой и доброжелательной. Ему не подобает вести себя грубо, говорить дерзко и заносчиво. Грубое отношение отдаляет людей от Ислама, и, наоборот, – доброта и мягкость притягивают.
В Коране сказано (смысл): «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя».
Эти слова были обращены к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Если о лучшем из людей Всевышний говорит так, то что уж говорить о таких, как мы? Все это я прочитал относительно призыва, а то, что вы делаете, далеко не совпадает с этим.
Уважаемые братья и сестры, из-за нашей грубой речи, горделивой манеры поведения может сложиться негативное впечатление об Исламе. Если мы ведем себя достойно, воспитанно, цивилизованно, а речь наша доброжелательная и грамотная, то и мнение об Исламе и мусульманах будет соответствующим. В ином случае и результат будет обратным. Упаси Аллах нас от этого! Амин.
 
Абдулла­-хаджи Магомедов

Рассылка сайта