Четверг 25 Май 2017

 

Ответы на вопрос читателей

 – Будет ли грех человеку, который смотрел на обнаженную женщину? Должен ли он просить у неё прощения? Но он не видел ее лица, и она ему не знакома. Какова его судьба?

– По мнению большинства ученых-богословов, запрещено, если не имеется шариатской причины, смотреть на чужую женщину, даже если она старая и некрасивая. А некоторые ученые говорят, что дозволяется смотреть на кисти рук и лицо, если нет опасности соблазна. Как же можно смотреть на таких женщин, которые ходят без головного убора, обнажив свою грудь, руки до самых плеч, ноги и т.д., и особенно на женщин, находящихся на пляже?! Мусульманину запрещено (харам) смотреть даже на части тела другого мужчины, что находятся между пупком и коленями, и показывать их другим мужчинам тоже запрещено.
Всевышний Аллах повелел своим рабам отводить взор от запретных чужих женщин (мужчин), потому что это может привести к прелюбодеянию, как Он говорит в Коране (смысл):
 
قُلْ لِلْمُؤْمِنِينَ يَغُضُّوا مِنْ أَبْصَارِهِمْ وَيَحْفَظُوا فُرُوجَهُمْ ذَلِكَ أَزْكَى لَهُمْ  إِنَّ اللَّهَ خَبِيرٌ بِمَا يَصْنَعُونَ (30) وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا  وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ
 
«Скажи, о Пророк (мир ему и благословение), верующим мужчинам, пусть они опускают свои взоры [пусть не смотрят на тех женщин, на которых не разрешено смотреть, и также на части тел других мужчин, на которые не разрешено смотреть], и (пусть) берегут свои органы (от прелюбодеяния и мужеложства, и пусть не открывают те части своих тел, на которые нельзя смотреть другим); это – чище для них. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают! И скажи, о Пророк, верующим женщинам, пусть они опускают свои взоры и берегут свои органы (от того, что запретил Аллах, и пусть не показывают их другим), и пусть не показывают мужчинам свою красоту, кроме того, что видно из них (лицо и кисти рук), пусть набрасывают свои покрывала на груди (чтобы скрыть свои волосы, шею и грудь)» (сура «Ан-Нур», аяты 30 – 31).
 От Джарира (да будет доволен им Аллах) передаётся:
 
سألتُ رسول الله صلى الله عليه وسلم عن نظرالفجأة فأمرني أن أصرفَ بصري
 
«Однажды я спросил Пророка (мир ему и благословение) о случайном взгляде, и он повелел мне отводить взор» (Муслим).
Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «Взгляд (на чужую женщину) – это ядовитая стрела из стрел иблиса (дьявола). Тому, кто оставит этот взгляд, боясь Аллаха, Всевышний взамен даст Иман (веру), сладость которого он найдёт в своём сердце».
Другой хадис, переданный Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), гласит: «Прелюбодеянием глаз является смотреть на чужую женщину».
Как видно из вышеприведённого, запрещается смотреть даже на одетую или частично одетую женщину, не говоря уже об обнаженной женщине. Следовательно, такому человеку следует просить прощения у Всевышнего Аллаха, совершить истинное покаяние и часто делать дуа, чтобы Всевышний Аллах принял его. Что касается Того, чтобы просить прощения у той женщины, то этого не следует делать, даже если он узнал, кто она, так как это поставит женщину в крайне неловкое положение. Поэтому будет лучше ограничиться истинным покаянием перед Всевышним Аллахом.
 
  
– Каковы условия омовения?
«Условиями малого, а также и большого омовения являются: чистая вода, пригодная для омовения; уверенность или вероятность того, что эта вода пригодна для омовения; отсутствие чего-либо, препятствующего попаданию воды на тело (воск, лак и т.д.); протекание воды по омываемым частям тела; отсутствие противоречащих (несовместимых) омовению обстоятельств, таких как месячные или послеродовые выделения у женщин, за исключением ритуальных купаний хаджа и т.п.; отсутствие причины, меняющей цель омовения, то есть наличие намерения от начала и до конца омовения; чтобы человек был мусульманином и сознательным (умеющим отличать плохое и хорошее); знание способа омовения (умение различать фарзы от суннатов); удаление нечистот; омывать вместе с обязательными к омовению частями тела и органами те, которые граничат с ними, для уверенности в полном их охвате; уверенность в наличии причины, требующей омовения (если возникли сомнения насчет нарушения омовения, и человек совершил его, а потом выяснилось, что у него на самом деле омовение нарушилось, то его омовение недействительно).
Для человека, который болеет недержанием мочи и т.п., и для женщин с непрекращающимся кровотечением добавляются дополнительные условия: наступление отрезка времени, отведённого для совершения намаза; совершение очищения и подмывания до начала омовения; наличие всего, что необходимо для соблюдения чистоты (тампоны, тряпка и т.д.); непрерывность в совершении этих действий, между ними и совершением омовения и в совершении действий омовения» («Мугни аль-мухтадж»).
 
 
 
– Мой муж в социальных сетях подписывается на девушек, откровенно одетых, накрашенных и выкладывающих фото в вызывающих позах... Мне же заходить в соцсети запрещает, свой телефон не даёт, словно прячет что-то, при этом со мной на словесный контакт не идёт, моей компании избегает, живёт своей жизнью, мной практически не интересуется. На мою просьбу удалить этих девушек отреагировал достаточно нервно, сославшись на то, что он сам будет решать, что ему делать. При этом меня ограничивает в общении даже с соседями. Делает замечания и требует выключить телефон, когда разговариваю со своими родственниками, даже если это родная сестра. Как вести себя в этой ситуации?
– Муж должен ценить свой дом, жену и заботиться о них.  А то, что он запрещает вам заходить в соцсети, это его право и вы должны подчиниться ему, т.к. он отвечает перед Аллахом за свои и за ваши поступки. Но муж не должен забывать, что жена – это аманат Всевышнего Аллаха. Ислам не просто поощряет хорошее отношение к жене, а требует этого. Более того, муж обязан хорошо относиться к жене, ему следует терпеливо переносить неудобства, которые она доставляет ему, не обращая слишком большого внимания на её обидные слова и действия, если они не переходят границы, указанные в Шариате, милосердно прощая ей эмоции. В Священном Коране говорится (смысл):
وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ
 
«Вы всегда относитесь дружелюбно к жёнам во всех хороших делах» (сура «Ан-Ниса», аят 19).
Однако, какие бы грехи ни совершал муж, вам не придется отвечать за его поступки, и, несмотря на это, вы обязаны повиноваться ему. Как известно, повиноваться мужу вы обязаны, кроме случаев, когда выполнение его велений идет вразрез с предписаниями Всевышнего Аллаха.  Есть основополагающее правило, в котором говорится: «Нет подчинения созданию, ослушиваясь Создателя». Поэтому вы не обязаны подчиняться мужу, когда он велит делать запретное.
Что касается того, что с вами происходит, – это испытание от Аллаха. А Он испытывает тех, кого любит и кем доволен. Помните, что ваши старания и терпение не останутся без награды Аллаха. Если не меняется муж, постарайтесь изменить себя. Будьте более набожной, усердной в богослужении, готовьте еду всегда с омовением – это очень важно. Всегда помните, что этот мир – бренный. Попросите родителей мужа, чтобы они тоже делали дуа своему сыну, ведь мольба родителей непременно принимается Всевышним Аллахом. И главное, конечно же, терпение.
Улучшайте свой нрав, рассказывайте мужу о наказаниях за те грехи, которые он совершает. Говорите ему, что Аллах всё видит, ангелы записывают каждое наше деяние. Делайте дуа, чтобы муж встал на путь истинный, не прекращайте просить Создателя изменить его характер в лучшую сторону, проявляйте терпение, за это вы получите великое вознаграждение.
 
 
 
– Я отбываю срок в колонии. У меня возникает много вопросов, связанных с ибадатом.
1) В колонии дают еду со свининой, а покупать другую еду у меня нет возможности. Как быть?
– Если имеется угроза для жизни или здоровья человека, по мере необходимости, согласно общеизвестному шариатскому правилу, которое гласит: «Крайняя необходимость дозволяет запретное»,  разрешается употреблять в еду свинину или другие недозволенные продукты.
«Человеку, попавшему в ситуацию, при которой он вынужден употреблять в пищу недозволенные продукты, опасаясь за свою жизнь или здоровье, дозволяется есть такую еду по мере необходимости. Если человек из-за отсутствия еды боится, что он умрет, или заболеет опасной болезнью, или она будет прогрессировать, или затянется; или боится, что он отстанет от товарищей; или того, что не сможет ходить или сесть на лошадь, и он не может получить дозволенную еду, то такого человека называют музтарром (вынужденным). Если музтарр находит недозволенную для употребления еду, такую как мертвечина, свинина или еда другого человека, то он обязан есть её, ибо, если откажется от неё, он может умереть. То есть человек обязан таким образом спасти свою жизнь, подобно тому, как он обязан спасти свою жизнь, употребляя дозволенную еду. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «И не убивайте самих себя» (сура «Ан-Ниса», аят 29).
Также в этом не обусловливается уверенность в том, что произойдёт то, чего опасается человек; если он не будет есть такую еду, напротив, достаточно предположения» («Мугни аль-мухтадж»).
 
2) Можно ли есть мясо животных, зарезанных немусульманами?
Не дозволяется употреблять мясо животых, заколотых немусульманами, за исключением иудеев и христиан (люди Писания). В Коране об этом говорится (смысл): «… Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им…» (сура «Аль-Маида», аят 5).
Однако необходимо помнить, что одним из важных условий является доподлинное знание того, что народ, к которому причисляют иудея или христианина, заколовшего это животное, принял Иудаизм или Христианство до его отмены и искажений.
Передают, что между пророками Мусой и Исой (мир ему) было 1925 лет, а между пророками Исой (мир ему) и Мухаммадом (мир ему и благословение) – более 600 лет. Поэтому, когда речь идёт о христианах, проживающих на территории России, стоит отметить, что Русь приняла Христианство в 988 году по григорианскому календарю. Это спустя 397 лет после того, как был послан пророк Мухаммад (мир ему и благословение).  
В вашем случае также нужно исходить из того, что написано выше, т.е. чтобы тот, кто режет дозволенную мусульманам скотину, действительно был из народов людей Писания, согласно вышеупомянутым условиям. Если он не соответствует им, то не считается таковым и, соответственно, то, что им зарезано, запрещается употреблять мусульманам.