Понедельник 16 January 2017

 

Новинки

Книга

В наше время большинство людей поглощено мирской суетой и проводит жизнь в погоне за благами бренного мира, не задумываясь о смысле жизни, об ее истинных и вечных ценностях. Вследствие этого они оказываются неподготовленными к вечной жизни, и...

Ответы на вопросы читателей

 

– Дозволено ли женщине выходить на улицу с нанесённой – с намерением соблюсти сунну – сурьмой?
– Использование сурьмы для подкрашивания глаз является сунной как для женщин, так и мужчин. В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Подкрашивайте глаза сурьмой, ибо, поистине, она улучшает зрение и способствует росту ресниц!» (Тирмизи). Подкрашивая глаза сурьмой, желательно делать это нечетное количество раз – каждый глаз по три раза, начиная и заканчивая справа.
Однако женщине с подкрашенными сурьмой глазами не следует выходить в общественные места, в том числе и на улицу, или туда, где ее могут видеть чужие (не махрам) мужчины, независимо от того, в хиджабе она или нет. Следовательно, такой женщине не дозволяется выходить в общественные места, кроме случаев, когда хиджаб полностью закрывает ее лицо. В этом случае нет проблем, ибо её глаза не будут видны.
 
– Правда ли, что нельзя ложиться спать, не совершив ночного намаза, даже если человек намерен совершить его через некоторое время?
– После наступления отрезка времени, отведенного для совершения того или иного намаза, человеку желательно сразу заняться подготовкой к его совершению, а сон в это время противоречит поведению благочестивого мусульманина. Поэтому спать, не совершив намаза, предписанного Создателем именно в это время, является нежелательным, даже если человек намерен, по всей вероятности, встать и совершить этот намаз до истечения отрезка времени, отведённого для его совершения. А если он не имеет такого намерения, то в таком случае спать – харам. Что касается именно ночного намаза, то нежелательность сна перед ним особо подчеркивается в книгах, ибо вероятности остаться спать в это время больше.
«Является нежелательным спать до совершения ночного намаза после наступления отрезка времени, отведенного на его совершение, так как Пророк (мир ему и благословение) считал это нежелательным. Мудростью того, что спать перед ночным намазом нежелательно, является возможность остаться спать до окончания отрезка времени, отведенного для совершения намаза. И поэтому Ибн Ас-Салах сказал, что нежелательность относится и к другим намазам.
Такая нежелательность имеет место, если имеется вероятность, что человек проснется до окончания отрезка времени, отведенного для совершения намаза, а если нет такой вероятности, тогда спать запрещается» («Мугни аль-мухтадж»).
 
– Где именно должны стоят дети в рядах для совершения джамаат-намаза?
– Если совершающих намаз за имамом два и более, независимо от возраста, то они встают в ряд, а имам – прямо перед ними. Если совершает намаз за имамом женщина, то она встает прямо позади него. Если за имамом совершает намаз только один мужчина, то он встает с правой стороны от имама, чтобы пальцы ног оказались чуть дальше от пяток имама.
Ряды совершающих джамаат-намаз мужчин формируются по принципу обычной очередности. Тот есть, кто пришел раньше, тот и занимает место в первых рядах, с правой стороны или ближе к имаму. Однако, когда джамаат-намаз совершают несколько человек, которые заранее присутствуют на этом месте, то в таком случае ряды формируются по следующему принципу: в первых рядах встают взрослые мужчины и только потом дети.
 
– Является ли сунной брить волосы новорожденной девочке? И как следует поступить с ними?
– На седьмой день после рождения, независимо от пола, ребенка желательно побрить. Волосы собрать, взвесить и соответствующее их весу золото или серебро раздать в качестве милостыни бедным и нуждающимся. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.
«Желательно брить голову новорожденному, будь то мальчик или девочка, на седьмой день после рождения и раздать милостыню (садака) золотом или серебром весом, равным этим волосам» («Фатх аль-муин»).
«Желательно раздать в качестве милостыни золото или серебро, равное по весу волосам, которые побрили на голове новорожденного, ибо Пророк (мир ему и благословение) повелел Фатиме взвесить волосы Хусейна и в качестве подаяния выплатить серебро, равное их весу. Она так и сделала, и оказалось, что волосы весили дирхем или чуть больше» («Ианату тталибин»).
 
– Как поступить человеку, который пропустил один из пяти обязательных намазов, но не знает, какой именно?
– Если человек пропустил один фарз-намаз из пяти обязательных и не помнит, какой именно, то он обязан возместить все пять намазов.
«Относительно человека, который пропустил один, или два, или три, или четыре фарз-намаза из пяти обязательных намазов одного дня и не помнит, какие именно намазы он пропустил, имам Аш-Шафии (да будет доволен им Аллах)  в своей книге “Аль-Умм” и другие авторитетные учёные нашего мазхаба (асхабы) сказали, что он обязан возместить все пять намазов этого дня.
Если же человек пропустил два намаза из пяти обязательных намазов в разные дни и не помнит, какие  именно, но знает, что оба намаза различаются по временному отрезку, отведенному для их совершения, ему также достаточно возместить все пять намазов. А если он помнит, что оба намаза схожи по временному отрезку, отведенному для их совершения, или он в этом сомневается, тогда он обязан совершить десять намазов – каждый из пяти намазов по два раза» («Аль-Маджму шарх Аль-Мухаззаб»).
 
 
– Что делать с ампутированной конечностью?
– В наше неспокойное время ампутированные органы, как последствие локальных конфликтов и многочисленных ДТП, не редкость. Поэтому каждому человеку следует знать, как поступать с ними. 
Имам Рамли в книге «Нихаят аль-мухтадж» об этом пишет следующее: «Является желательным погребение отделившейся части тела (органа) от живого человека, который жив на данный момент или в смерти которого есть сомнения, таких как отрезанная у вора рука; ногти, волосы, сгусток крови и кровь от кровопускания. Это проявление уважения к человеку, от которого отделилась данная часть» («Нихаят аль-мухтадж»).
 
– В наших мечетях некоторые люди на джамаат-намазе поднимаются, как только муэдзин начинает читать икамат, а другие – только после окончания чтения. Как правильно?
– Азан к обязательному намазу оглашается с наступлением его времени, а время икамата наступает непосредственно перед совершением намаза. Тем, кто слышит икамат, желательно внимательно слушать и отвечать на него, и только после окончания его чтения подняться и встать в ряд для совершения намаза, даже если лишаетесь места в переднем ряду. Но если находитесь вдалеке и можете не успеть на вступительный «Аллаху Акбар», то до завершения чтения икамата можно встать. Если вступить в мечеть, когда читают икамат, то до завершения его чтения следует стоять.
 «Тем, кто ожидает джамаат-намаза и желает совершить его стоя, за исключением человека, читающего икамат, желательно (мандуб) не вставать на намаз до тех пор, пока муэдзин или же тот, кто читает икамат, не закончит полностью его чтение. Вставать до этого времени нежелательно, даже если человек является старцем. Потому что пока не закончится чтение икамата, не наступает время вступления в намаз, а человек, ожидающий джамаат-намаза, до окончания чтения икамата будет занят ответом на него» («Мугни аль-мухтадж»).
 
– Завершив сафар, сколько еще можно протирать кожаные носки?
– Как известно, человеку, находящемуся в сафаре, в котором дозволено сокращать и переносить намазы, разрешается протирать (масху) хуффы (кожаные носки) в течение трех суток, а остальным – только в течение суток.
То есть, если после омовения надеть кожаные носки, пригодные для масху, то в дальнейшем ноги при омовении можно не мыть, а протирать эти носки водой. Тот, кто находится дома, может пользоваться масху в течение суток, а путник – трое суток.
Отчет этого времени начинается с момента нарушения омовения, после того как человек надел кожаные носки. Если человек дома совершил масху и вышел в путь или, имея масху в пути, прибыл домой, то срок, предписанный для путника (трое суток), не рассматривается. Здесь он попадает под категорию тех, кто находится дома.
 
«Что касается того человека, который делал масху на хуффы в сафаре и потом прибыл домой (или по другой причине закончил сафар), если он прибыл по истечении суток и более с начала отсчета времени, то его срок, предписанный для протирания хуффов, сразу заканчивается. А те намазы, которые он совершил до возвращения домой и окончания срока (путника), ему засчитываются. А если он прибыл (сафар закончился) до истечения суток с момента начала отсчета срока для масху, то он может продолжить делать масху в оставшееся время тех суток (то есть завершить время масху)» (имам Ан-Навави. «Равзату тталибин»).
 
 
На вопросы читателей ответил богослов

Нурмухаммад-хаджи Изудинов.

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии.

 

 

 

Статьи номера

Статьи номера

Вероучение

Вопросы веры

Ислам и наука

Аналитика

Интервью номера

Мобильный разговор

Помощь ближнему

Мазхаб Абу-Ханифы

Семья в Исламе

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Молодость

Личности в Исламе

Рассылка сайта