Понедельник 24 April 2017

 

Какое мясо дозволено для употребления в пищу и какое запрещено?

 – Согласно канонам Ислама, мусульманам разрешено употреблять в пищу мясо некоторых животных, птиц, морских (речных) обитателей, насекомых, других же – запрещено.

Запрещенными для употребления в пищу являются:
а) Хищные животные, имеющие клыки и питающиеся мертвечиной. К ним относятся: львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, хорьки, медведи, собаки, кошки и т.д.
б) Белки, мелкие грызуны – мыши, крысы, тушканчики; ящерицы.
в) Насекомые – жуки, бабочки, скорпионы, муравьи и т.п.
г) Земноводные – лягушки, черепахи, крабы, змеи, крокодилы и т.д.
д) Хищные птицы, имеющие когти, которыми они охотятся, и падальщики – орлы, ястребы, соколы, стервятники, вороны и т.д.
е) Летающие мыши, лисы и т.п.
ё) Все морские (речные) животные, не относящиеся к рыбе.
ж) Ослы, мулы (у которых мать – ослица), слоны.
з) Свиньи.
Разрешенными для употребления в пищу являются:
а) Домашние травоядные животные – корова, буйвол, лошадь, верблюд, овца, коза, кролики и т.д.
б) Дикие травоядные животные – зебры, пони, газели, антилопы, жирафы, зайцы.
в) Домашние и дикие птицы – куры, утки, гуси, воробьи и им подобные, голуби, страусы, ласточки, журавли.
г) Из морских (речных) обитателей разрешается употреблять лишь рыбу – всех видов, даже такую, как угорь и сом.
д) Из насекомых разрешена только саранча.
Для того чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало дозволенным для употребления в пищу, необходимо соблюдение обряда убоя. Обряд заключается в перерезывании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего (например, словами «Бисмилляхи, Аллаху Акбар»). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или из людей Писания (т.е. христиан или иудеев). Если он будет атеистом, муртаддом (вероотступником) или огнепоклонником, то мясо животного, порезанного им, не является дозволенным.
Если животное убивается на охоте из огнестрельного оружия, то в момент выстрела необходимо произнести имя Всевышнего (например, слова «Бисмилляхи, Аллаху Акбар»). Если в результате выстрела животное умерло, то его мясо считается дозволенным; если же было только ранено, то охотник, воспользовавшись ножом, должен завершить обряд убоя так, как это было описано выше. Так как если он оставит это животное умирать от полученной раны, и животное умрет, то его мясо становится запретным (харам). Если животное погибло от выстрела, в результате которого от животного отделилась какая-то часть тела, то животное будет дозволенным, а эта часть – запретной.
(«Ал-Лубаб», «Аль-Фикху аля мазахи
 
 
– Можно ли поминать Аллаха (зикр) словами «Аллах! Аллах!»?
– Можно и нужно. Ни Коран, ни Сунна не отрицают возможности поминать Аллаха таким образом. Напротив, в Коране и хадисах существует большое количество доводов, призывающих к совершению подобного зикра. Всевышний Аллах в Коране говорит (смыл): «Ты поминай Аллаха внутри себя, сердцем». В конце этого же аята говорится (смысл): «Ты не будь из числа забывших Аллаха» (сура «Аль-Арафи», аят 205). Этот аят призывает к постоянному поминанию Аллаха сердцем и к тому, чтобы не забывали Всевышнего.
Всевышнего можно поминать одним из Его имен или сифатов. Существует также аят, в котором прямо повелевается упоминать имя Аллаха (смысл): «Ты поминай имя своего Господа и всецело повернись к Нему» (сура «Аль-Муззаммиль», аят 8). В Коране содержится очень много аятов с подобным смыслом. Имам Фахру Аррази, автор 30-томного тафсира (толкование Корана), пишет, что поминание (зикр) словами «Аллах! Аллах!» дороже, чем поминание (зикр) словами «Ля иляха илля ллах».
В достоверном хадисе имама Муслима говорится: «Не наступит Судный день, пока на земле будет человек, который говорит: "Аллах! Аллах!"» Следовательно, поминание Всевышнего этим именем является очень богоугодным деянием. 
 
– Можно ли девушке красить глаза сурьмой?
– Красить глаза сурьмой является сунной. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы используйте сурьму, она очищает зрение и способствует росту волос». Еще Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто мажет сурьму, пусть мажет нечетным количеством» (т.е. на один глаз – трижды, на второй – дважды; или на оба – трижды).
Но нельзя забывать, что обводить глаза сурьмой или чем-то другим, а также красить губы и наносить макияж разрешается только для мужа и с его разрешения – дома, вдали от посторонних глаз. Если наложенный слой косметики будет препятствовать попаданию воды на кожу при омовении, ее обязательно нужно смыть, ибо омовение будет недействительным, при этом особенно тщательно надо смывать водостойкие крема.
Женщине не разрешается выходить из дома (т.е. в общество) накрашенной, одетой привлекательно для чужих мужчин, даже если ее сопровождает муж.
 
– Можно ли душиться духами, содержащими спирт, если нет других? – По поводу использования духов, одеколонов, содержащих спирт, у алимов имеются разные точки зрения. Одни считают их запрещенными, так как жидкости, содержащие спирт, например, одеколон, являются наджасом (нечистотой). Другие – разрешенными, ссылаясь на довод, что когда совершать что-либо или остерегаться становится невозможным, в Шариате делаются некоторые облегчения – в его рамках.
Отвечая на данный вопрос, общепризнанный современный алим – преподаватель Центрального университета г. Дамаска доктор Рамазан аль-Бути – в своей книге «Мааннас» пишет, что использовать духи, содержащие спирт, можно, хоть сам спирт является нечистотой (наджасой), так как в наше время трудно избежать использования продукции, содержащей спирт, и потому что спирт является необходимой составляющей средств для очищения от микробов.
Также широко известный алим – преподаватель каирского университета "Аль-Азхар" в своей книге "Аль-Фатава", подытоживая вышеприведенные аргументы, пишет, что нет необходимости стирать одежду или мыть то место на теле, куда попал одеколон, и совершенный таким образом намаз считается действительным.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что при соприкосновении спирта (спиртовых растворов), в том числе духов и одеколонов, с одеждой или телом, можно совершать намаз, следуя алимам, разрешающим это.
 
– Мне 30 лет, работаю в одной из сфер обслуживания. Работаю там, потому что нужны деньги – живу с мамой и рассчитывать не на кого. Я понимаю, что работа в таком месте не для женщины, совершающей намаз. Мне тяжело. Приходя домой, я возмещаю намазы, потому что в кафе нет возможности их совершать. Работая там, я постоянно нахожусь среди мужчин, и время от времени приходится слышать недвусмысленные предложения. Как же поступать верующей женщине, опасающейся ненужных знакомств и в то же время желающей, чтобы возле нее был все-таки мужчина-мусульманин, рядом с которым она чувствовала бы себя спокойной?
– Уважаемая сестра, если вы понимаете, что совершаемое вами является грехом, это уже благо, хотя и не является оправданием. Но вы пишете, что не имеете возможности совершать намаз, т.к. работаете в кафе. Однако немало людей, в том числе и женщин, которые даже во времена атеизма совершали намаз вовремя, хотя возможностей для этого у них было меньше, и это могло для них обернуться увольнением с работы или другим наказанием. 
Ведь Шариат обязывает совершать намаз в срок. И, честно говоря, я не думаю, что нельзя найти другую работу (пусть и менее денежную), где не придется сталкиваться с унижением этого мира, не говоря уже о грехах.
Не желая ненужных знакомств, вы спрашиваете, как следует поступать, чтобы рядом был муж-мусульманин. В подобных случаях в Исламе допускается предложить себя в жены мусульманину, который вас устраивает, как поступали наши праведные предки. В Исламе не имеет значения – быть первой, второй или третьей женой. Но главное требование к мужчине при этом – справедливое отношение ко всем женам. Поэтому, если вы решите предложить себя в жены, то выберите богобоязненного человека. Чем быть одной или стать женой нечестивца, лучше быть второй женой праведного человека.
Вам по Шариату нельзя работать в таких заведениях, ибо, находясь там, вы совершаете несколько грехов: обслуживание употребляющих алкоголь, общение с ними, уединение с чужими мужчинами без махрама, пропуски намазов и т.д.
Если вы не находите другой работы и у вас нет шансов выйти замуж за обеспечивающего вас мусульманина, тогда вы должны обратиться к имаму вашего города или села и рассказать ему о своих проблемах. Имам, по возможности и по вашему социальному положению, может помочь выплатой закята или окажет другую материальную помощь.
 
– Говорят, что нельзя совершать омовение там, где вода стекает в грязное место, а надо делать его дома в тазу, воду же выливать под растения или деревья. Как быть, если живешь в городе, где вода стекает в канализацию?
– Вода, которой сделали обязательное омовение, является использованной (мустамал), т.е. она непригодна для повторного омовения. Поэтому нет причины запрещать ее попадание в грязное место. И необязательно совершать омовение дома в тазу и выливать эту воду под деревья или растения. Если бы это было обязательным, тогда большинство мусульман лишились бы возможности делать омовение, так как человек не всегда находится дома, не всегда под рукой есть таз, и не всегда рядом растут растения или деревья. И людям, живущим в городах, где вода стекает в канализацию, можно делать омовение без каких-либо сомнений.

Статьи номера

Статьи номера

Вероучение

Вопросы веры

Ислам и наука

Аналитика

Интервью номера

Мобильный разговор

Помощь ближнему

Семья в Исламе

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Молодость

Вопрос-Ответ

Личности в Исламе

Рассылка сайта