Среда 1 March 2017

 

Новинки

Книга

В наше время большинство людей поглощено мирской суетой и проводит жизнь в погоне за благами бренного мира, не задумываясь о смысле жизни, об ее истинных и вечных ценностях. Вследствие этого они оказываются неподготовленными к вечной жизни, и...

Личная свобода. Что это значит?

Личная свобода

Знайте, что настоящая свобода (личная независимость) заключается в том, чтобы не быть рабом людей, и чтобы никто из созданий Аллаха не мог тобой распоряжаться. Признаком личной свободы является равное отношение человека ко всем созданиям Аллаха, когда в своем сердце он не делает различия между ними.
Еще можно сказать, что личная свобода – это когда человек осознанно оставляет мирские блага и выбирает поклонение Аллаху.
Также знайте, что суть личной свободы заключается в том, чтобы ваше рабство (убудийя) перед Всевышним Аллахом было совершенным. Когда Джунайда спросили о человеке, у которого не осталось из мирского ничего, кроме тех частиц на косточке плода, что можно обглодать, он ответил: «Мукатаб (раб, которого освободили с условием выплаты определенного имущества) остается рабом, даже если он должен уплатить лишь дирхем». Хусейн ибн Мансур сказал: «Кто хочет свободы, пусть достигнет степени истинного проявления рабства перед Аллахом. Такой уровень свободы – очень редкий».
Знайте, что большая часть личной свободы заключается в услужении мюридам. Яхья ибн Муаз говорил: «Стремящимся к мирской жизни служат рабы и служанки, а стремящимся к жизни вечной –свободные и благочестивые люди». Всевышний Аллах ниспослал откровение пророку Давуду (мир ему): «Когда увидишь того, кто совершает поклонение только ради Меня, то будь для него слугой». Пророк (мир ему и благословение) тоже сказал: «Предводитель народа – слуга людей».
 
Красивые высказыванияо личной свободе
О свободе сказано много ценных слов, в том числе следующие:
1. Один из праведников сказал: «Мой нафс отвернулся от мирской жизни, и тогда для меня обычный камень и золото стали одинаковыми».
2. Праведник Ад-Даккак говорил: «Кто в этой жизни свободен от мирского, он и в вечной жизни будет свободен от него (т.е. от грехов)».
3. Ибрахим ибн Адхам отмечал: «Сердце благородного свободного человека бывает отделено от бренного мира до того, как его выведут из него (т.е. еще до смерти)».
4. Он также говорил: «Не дружи ни с кем другим, кроме как с великодушным свободным человеком, который слушает, а не говорит».
 
Любовь
Знайте, что любовь – это симпатия, склонность естества человека к кому-либо или чему-либо из-за того, что он (объект любви) приносит удовольствие возлюбившему. Истинная любовь раба к Господу появляется только после того, как его сердце очистится от всякой душевной грязи (мутности), ибо любовь Всевышнего – это такое качество, которое сжигает. И признаком такой любви является избавление от страстей, привязанности к благам обоих миров. А признаком любви Аллаха к Своему рабу является любовь раба к Аллаху. Любовь Аллаха к рабу – это Его воля (ирада) одарить раба многочисленными милостями и благодеяниями путем приближения его к Себе и наделения его высокими духовными состояниями и степенями. Воля (ирада) – это одно из качеств Всевышнего Аллаха. Однако это качество называют по-разному в зависимости от того, с чем оно связано.
Когда эта воля связана с общими благами, то её называют милостью (рахма). А если она связана с особыми благами, то её называют любовью (махабба).
Знайте, что влюблённые в Аллаха подразделяются на три категории: обычные люди, избранные и особо избранные. Кто сильно любит Всевышнего Аллаха, того возлюбят все. Вся мусульманская община единодушна в том, что любовь к Аллаху и Пророку (мир ему и благословение) – индивидуальная обязанность каждого верующего.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда Аллах возлюбит Своего раба, Он говорит: «О Джабраил (мир ему), Я возлюбил такого-то человека, поэтому и вы любите его!» Тогда все обитатели небес возлюбят этого человека, а потом его принимают и все обитатели земли». Еще Пророк (мир ему и благословение) передал слова Всевышнего: «Когда Я смотрю в сердце раба, если не нахожу в нем любви к мирскому, Я заполняю его сердце любовью ко Мне». Пророк (мир ему и благословение) также говорил: «Признаком любви к Аллаху является любовь к Его поминанию».
 
Высказывания о любви
1. «Любовь раба к Аллаху – это возвеличивание Всевышнего, упование на Его довольство, предпочтение Его довольства, уменьшение терпения и постоянное утешение сердца поминанием Аллаха».
2. Сказано, что любить Аллаха – значит спешить выполнять обязательные и дополнительные виды поклонения, а также строго отдалиться от ослушаний. Это подтверждают слова, переданные Пророком (мир ему и благословение) от Всевышнего Аллаха: «Не приблизились рабы ко Мне посредством более ценного, чем выполнение того, что Я вменил им в обязанность (фарз). Раб также не перестает приближаться ко Мне путем соблюдения желательных (сунна) предписаний, пока Я не возлюблю его. А когда Я возлюблю его, то Я буду его слухом, зрением и рукой».
3. Также говорят: «Любовь – это такое состояние раба, которое не уменьшается при проявлении к нему грубости и не увеличивается при оказании благодеяния».
4. «Любовь – это огонь в сердце, который сжигает всё, кроме возлюбленного».
5. В толковании слов Аллаха (смысл) – «Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей» – ученый-богослов Муджахид сказал, что это означает: «Не любите никого, кроме Аллаха».
6. Один из познавших Аллаха (арифун) рассказал от Всевышнего: «О раб Мой, Я сотворил всё ради тебя, а тебя Я создал для Себя. Ты же занялся тем, что создано для тебя, предав Меня забвению. Когда блага отвлекают тебя от Того, Кто наделил тебя ими, ты не выражаешь должную благодарность за них. Потому что всякое благо, занимающее тебя от Меня, – наказание, а каждый дар, отвлекающий от Меня, – бедствие». Если говорить кратко, в притязании на любовь к Аллаху кроется опасность. Поэтому Фудайль говорил: «Если тебя спросят: «Любишь ли ты Всевышнего Аллаха?», то храни молчание. Потому что если ты ответишь отрицательно, то впадешь в неверие. А если ответишь утвердительно, то ведь ты не обладаешь качествами возлюбивших Аллаха. Посему бойся гнева Аллаха». Один из ученых-богословов сказал: «В Раю самые высокие блага предназначены для познавших и возлюбивших Всевышнего Аллаха. А в Аду нет наказания более сурового, чем предназначенное для тех, кто притязал на познание и любовь к Аллаху, но у них ничего из этого не было».
 
Из книги Муфтия Дагестана
шейха Ахмада-хаджи Абдулаева "Благонравие праведников"

Статьи номера

Статьи номера

Вероучение

Вопросы веры

Ислам и наука

Аналитика

Интервью номера

Мобильный разговор

Помощь ближнему

Мазхаб Абу-Ханифы

Семья в Исламе

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Молодость

Вопрос-Ответ

Личности в Исламе

Рассылка сайта