Понедельник 29 Май 2017

 

Арабы vs викинги

И те и другие были сильными воинами, жестко следовали слову своей религии и так или иначе завоевали по полмира. Только, на первый взгляд, сталкиваться между собой никак не могли, хотя и существовали в одно и то же время. Или все же было несколько иначе? История показывает, что именно иначе и было.

 
Взаимоотношения мусульман и викингов – это одна из интереснейших страниц истории, которой, впрочем, практически никто из неспециалистов не интересуется. А тем не менее, именно взаимоотношения этих двух цивилизаций оказали значительное влияние на ход всей дальнейшей истории, особенно – европейской.
В эпоху норманнских завоеваний Арабский халифат переживал период своего расцвета. Его границы протянулись от Канарских островов (а по некоторым данным – и от Центральной Америки) на западе до Филиппин на востоке, и от южной Европы, Средней Азии и Сибири на севере до современной ЮАР на юге. Гигантская территория, если прикинуть по карте. Викинги тоже не отставали: север Западной Европы, Русь, освоение Исландии, Гренландии и попытка основать колонии в Северной Америке. Практически весь известный к тому времени обитаемый мир подчинялся либо тем, либо другим. Они просто обречены были на встречу.
И как это обычно и бывает, контакты были либо торговые, либо военные. Узнать об этом мы можем, прежде всего, из записей арабов, высокое развитие культуры которых позволяло сохранять множество фактов в письменном виде. Второй источник, менее достоверный, – это средневековые европейские хроники. Но они все же более касаются именно контактов на территории Европы. Рунические записи самих викингов намного малочисленнее, к тому же зачастую были сделаны позже происходящих событий. Ну и куда же без археологических находок, а их, на удивление, очень много.
Вообще же стоит условно разделить «западные» и «восточные» отношения норманнов с арабами. И если в западной части халифата основные отношения происходили в виде военных конфликтов, то на востоке стороны предпочитали торговлю.
В первую очередь от норманнских набегов страдала мусульманская в то время Испания, мусульманская же Сицилия, Северная Африка. 20 августа 844 года 72 норманнских корабля подошли к Лиссабону. И здесь стоит отдать мусульманам должное – несмотря на явный численный перевес норманнов, андалузцы не сдались. Наместник Лиссабона Вахбуллах ибн Хазм не только смог оповестить эмира об опасности, но и в течение двух недель оказывать успешное сопротивление. Прежде чем пасть, город выдержал три ожесточенных штурма. Норманны двинулись вглубь страны, однако их уже ждала мусульманская армия, во главе которой стоял Абу-ль-Фатх Наср. Что удивительно, к мусульманам на абсолютно добровольной основе присоединилось несколько христианских отрядов.
В конце концов мусульманам удалось вернуть Севилью, сильно потрепав перед этим норманнское войско (впрочем, большинству из них удалось уйти на корабли). В одной из мечетей города было обнаружено множество тел стариков с раскроёнными черепами. С тех пор она получила название «Мечеть мучеников». Арабы жаждали возмездия, но норманны успешно уклонялись от решающего сражения. И все же мусульманам удалось перехитрить скандинавов. Африканский полководец и наследник престола Ибн Рустум, изобразив паническое бегство своего «малочисленного» отряда, сумел заманить большую норманнскую армию на местность с изрезанным рельефом. Подготовленные засады и западни стали для викингов полной неожиданностью. Всего погибло более 1000 человек. Это сражение обеспечило безопасность Испании на целых 15 лет.
В 859 году Бьерн Железнобокий с армией на 62 кораблях вновь подошел к берегам Андалузии. Однако на открытые военные действия он не решился, ограничившись разграблением мечети в Альхесирасе. По пути в Марокко он захватил рабов и, по некоторым сведениям, достиг берегов Греции и Египта.
Интересна судьба пленных норманнов после этого похода. Уже упомянутый выше Ибн Рустум предложил им перейти в Ислам и остаться в личной гвардии кордовского эмира. Большинство норманнов согласилось.
Викинги-купцы, напротив, стремились наладить отношения с арабами. В частности, найдено несколько рунических записей о том, что норманны совершали поездки в страну Серкланд (страну сарацин). Они съезжались на рынки Багдада, Самарканда, Итилия. Норманны привозили моржовую кость, янтарь, меха, мечи и рабов. Взамен они получали серебряные монеты, которые могли как переплавить на украшения, так и использовать в качестве платежного средства у себя дома. Кроме того, они приобретали на Востоке пряности, специи, драгоценные камни из Индии, шелк из Китая и украшения из стекла и серебра. На Востоке они вели себя мирно и во многом следовали традициям той местности, в которой находились. Особенно это сказывалось на стиле в одежде и поведении. На настоящий момент в Скандинавии найдено более 85 тысяч арабских и прочих восточных серебряных монет. Кроме них были найдены золотые и серебряные украшения с Востока в скандинавском городе Бирка.
Есть и факты о том, что мусульмане побывали и на исконных землях викингов: частью с торговыми визитами, частью в качестве путешественников, но случались и обмены посольствами.
Так абсолютно документально подтверждено присутствие в Дании арабского путешественника Ат-Таруши. Последний был весьма поражен обычаями норманнов и оставил об этом противоречивые записи. Так он приводит примеры и описывает обычаи по забою жертвенных животных, туши которых вывешивались перед домами на специальных столбах, чтобы никто не усомнился в принесении животного в жертву в этом доме. Его ужасает обычай бросать новорожденных детей в море, дабы выявить в них силу настоящего викинга.
В некоторых источниках упоминается, что викинги периодически выступали в качестве наемников, охраняющих караваны Востока. Также есть сведения и о некотором количестве норманнов, которые перешли к оседлому образу жизни и образовали мини-общины в Передней Азии и по берегам Каспийского моря. Часть из них со временем, видимо, приняла Ислам.
Вполне возможно, что в течение времени Ислам бы нашел способ проникнуть на землю Скандинавии. Однако цивилизация норманнов не дожила до этого момента. Уже в Xвеке они прочно оседают на своей земле, практически свернув как военные, так и торговые походы. Арабскому халифату удалось намного дольше просуществовать. Одним из последних предпринял поход на Восток Ингвар Путешественник. Однако следы его экспедиции теряются в районе Каспия, где он, вероятно, погиб. А вчерашние викинги, приняв Христианство и позабыв о своих тесных дружеских связях с арабским Востоком, в 1107–1110 гг. организовали свой крестовый поход на Святую Землю, который закончился весьма неудачно. Судьба окончательно развела эти два народа во времени и пространстве.
 
Фатима Манзур,
Пакистан

Статьи номера

Рассылка сайта