Понедельник 29 Май 2017

 

Крупный ученый-богослов из Дагестана

Али Афанди бин Садик Ад-Дагистани (1125 – 1199/1713 – 1785)

 
Дагестан всегда славился своими учёными-богословами, известными не только на территории нашей страны, но и за рубежом. Выходцы из нашей республики были и муфтиями в священной Мекке, Египте, Османском Халифате, были известными знатоками Корана наизусть и его чтецами, были и в числе выдающихся преподавателей религиозных наук, для которых даже отводили в крупных мечетях специальные места для обучения людей. Среди таковых учёных-богословов достойное место занимает и Али-афанди ад-Дагистани, о котором пойдёт речь ниже.
 
Шейх Али бин Садик бин Мухаммад бин Ибрахим бин Мухиббуллах Хусайн бин Мухаммад ад-Дагистани – выдающийся учёный-богослов мира сего, к которому по праву перешло главенство, уникальная личность своей эпохи, имам, корифей наук, исследователь (мухаккик ), весьма понятливый учёный, наставник всех, обладатель высокой степени достоинства. Именно так его описывает известный во всем мире крупнейший учёный-богослов ханафитской богословско-правовой школы (мазхаба) Ислама Ибн Абидин (1198 – 1252 гг. по хиджре), являющийся автором многочисленных произведений по мусульманскому праву, арабскому языку и суфизму.
Родился Али-афанди в 1125 году хиджры. Учился у себя на родине в Дагестане и в государстве Рум  у группы учёных-богословов. Среди них были шейх Абдулькарим аль-Амиди, шейх Аюб ад-Дагистани, шейх Абдульваххаб ад-Дагистани, по некоторым сведениям, он учился и у Абдулькарима-афанди ад-Дагистани, своего двоюродного брата со стороны отца. Затем отправился в Диярбакир и учился у местных учёных. Далее, в 1145 году, направился в Рум, чтобы обрести знания у выдающегося учёного Ахмада аль-Казабади, но последний к этому времени скончался. Али остался там на несколько дней и затем отправился в Алеппо, где он завершил предусмотренный учебной программой медресе ар-Ридаийя  комплекс предметов (мадда) под руководством преподавателя этого учебного заведения шейха Махмуда бин Абдуллаха аль-Антаки. В том числе Али прочитал у него книгу «Сахих», и шейх Махмуд дал ему общее разрешение (иджаза) на обучение других. Далее он отправился в Хиджаз – область в Саудовской Аравии, в состав которой входят и священные города Мекка и Медина, где пребывал в течение определённого периода, как это является обычаем крупных учёных-богословов. Там в лучезарной Медине он учился у шейха Хаята ас-Синди. Затем в 1150 году прибыл в Дамаск и обосновался в мечети Динкуз, где пребывал некоторое время. После этого он окончательно обосновался в Дамаске.
Так Али-афанди прибрёл обширные знания из каждой отрасли религиозных наук и не только и хорошо разбирался в них. Как пишет учёный-богослов Аз-Забиди, Али-афанди был последователем шафиитской богословско-правовой школы Ислама. Есть учёные, которые пишут, что он следовал ханафитскому мазхабу. То, что такие крупные учёные, как Ибн Абидин, Аз-Забиди и другие написали его биографию, уже является достаточным свидетельством в пользу высокого уровня достоинства и познаний Али-афанди ад-Дагистани. Следует обратить внимание на слова Аз-Забиди о нем: «Изучил религиозную науку у себя на родине, в совершенстве овладел ею и был искусен в ней. А затем поехал в Алеппо». Эти слова также лишний раз доказывают, что Дагестан всегда был одним из центров религиозной науки и высокой культуры.
Известный крупнейший учёный-богослов ханафитской богословско-правовой школы Ислама Ибн Абидин, чьё произведение «Радд аль-мухтар аля ад-дурр аль-мухтар» по фикху считается первым по значимости источником в ханафитском мазхабе, в книге «Сабат», в которой он перечисляет разрешения на обучение наукам, которые он получил от учёных, и приводит их биографии, пишет про Али ад-Дагистани: «Никто не знал его достоинства, пока шейх нашего шейха Мухаммада аль-Кузбари (1140–1221 гг. по хиджре), выдающийся учёный и исследователь (мухаккик) шейх Абдуррахман аль-Курди не поехал к нему. Он учился у него и обнаружил его бездонным морем наук. Он стал побуждать своих учеников отправляться на учёбу к нему, говоря: “Я не видел подобного ему”. Рассказывают, что Аль-Курди изучал свои уроки, прилагая все свои усилия, и затем говорил: “Завтра я процитирую для шейха трудные вопросы”. А когда приходил к нему, то говорил: “Все, что я хотел привести ему, превратилось в рассеянный прах”. Когда упомянутый шейх Абдуррахман аль-Курди отправился в Египет, то отправил человека к нашему усопшему шейху Ахмаду аль-Аттару со словами: “О сын мой, держись Али-афанди ад-Дагистани, цепляйся за него своими коренными зубами. Клянусь Аллахом, я не обнаружил в Египте того, кто даже был бы близок к нему (в познаниях)”. Также он отправил к нему некоторых своих учеников. После этого Аль-Курди поехал в Исламбул (одно из старых названий Стамбула) к одному своему другу. Он сообщил ему о том, что не нашёл в городах Рума того, кто приблизился бы к уровню знаний Али ад-Дагистани.
Затем Али обосновался и стал преподавать в досточтимой Омейядской мечети («Аль-Джами аль-умавий»). Там слава о нем разошлась повсюду так, что к нему на учёбу приходили горожане Дамаска – и шейхи, и студенты, и стар и млад. От него пользу получили такое огромное количество людей, что невозможно сосчитать».
Его занятия в Омейядской мечети посещали и крупные учёные. Учёный Аз-Забиди пишет, что большая часть населения г. Дамаска посетила его занятия. Несколько раз в мечети увидели шейха, имама, корифея наук, хадисоведа Ахмада-афанди аль-Манини, стоявшего в максуре  и слушающего урок Али-афанди по книге «Мухтасар аль-маани». Также в числе тех, кто посещал его занятия, был и сын упомянутого Ахмада-афанди – Исмаиль-афанди. Как-то раз из-за какого-то дела ему пришлось пропустить занятие, отец спросил его: «О сынок, почему же ты не присутствовал на уроке? Клянусь Аллахом, если бы не эта седина и пожилой возраст, то я бы посещал его занятия!»
Али-афанди, да смилуется над ним Аллах, пользовался у людей огромным уважением и почтением, имел в обществе настолько высокое положение, что даже правители питали к нему благоговение и почтительный страх. Учёный обращался к ним с суровой речью, в которой повелевал совершать благое и предостерегал от порицаемого. Он часто содействовал мусульманам в исполнении их просьб. Отличался большой кротостью, был бескрайним океаном во всех науках, особенно в рациональных. Он умел хорошо доносить до людей знания, имел хорошую дикцию. Как пишет Аз-Забиди, он «был главой в Сунне, горой из гор знаний, и к нему перешли главенство и популярность». Также указанный учёный пишет, что от Али-афанди он дважды получил письмо с заветом для некоторых своих последователей, и «он был из тех, кто любил нас».
В 1172 году хиджры ему была предложена должность преподавателя хадиса под куполом «Ан-Наср» в Омейядской мечети, это было после кончины преподавателя, выдающегося учёного-богослова Ахмада-афанди аль-Манини. Следует отметить, что под куполом «Ан-Наср» имели право преподавать лишь крупные учёные-богословы. В своё время там преподавали и имамы Абу Хамид аль-Газали, Ан-Навави, Аль-Аджлуни и другие. Есть даже отдельные книги, посвящённые преподавателям хадиса под указанным куполом в Омейядской мечети. Так Али-афанди дважды прочёл там до конца «Сахих аль-Бухари». Поэтому в некоторых источниках его называют преподавателем хадисов. Его занятия по хадисам проходили там каждые понедельник и четверг. Также он преподавал мусульманское право (фикх) в медресе «Ас-Сулайманийя», в 1185 году занимал должность преподавателя толкования (тафсир) к Корану, принадлежащего перу Абу ас-Сауда, возле находящегося в Омейядской мечети стоянки нашего господина пророка Яхьи(мир ему) , и занимался другими почётными видами деятельности.
Однажды, когда некий учащийся читал у него книгу «Хуласат аль-хисаб», то последний не смог достать копию этой книги, и Али-афанди отдал ему свою книгу и стал читать её без копии, несмотря на то, что данная книга известна своей трудностью и даже выдающиеся учёные не могли делать этого.
Али-афанди дал учёным разрешение (иджаза) на обучение «Сахих аль-Бухари» и другим книгам по Сунне, на обучение экзегетике, мусульманскому праву и другим шариатским и рациональным наукам.
У Али-афанди вначале учился и основатель ваххабитской идеологии Мухаммад ибн Абдульваххаб, что любят цитировать последователи данной секты. Сказано, что последний брал у него уроки, когда тот поехал в Медину. Но, как известно, впоследствии Ибн Абдульваххаб отрёкся от всех своих учителей, утверждая, что «среди его шейхов не было ни одного, который знал бы смысл свидетельства Единобожия – шахады». Об этом написано в сборнике его писем.
Перу Али-афанди принадлежит незаконченное послание, посвящённое разъяснению некоторых мест в тафсире аль-Байдави, к которому он часто обращался в важных вопросах. Также он написал субкомментарий к «Хуласат аль-хисаб», послание о спасении родителей Посланника Аллаха(мир ему и благословение) , перевёл с персидского языка послание об астролябии, написанное Бахауддином аль-Амили, написал послание о «басмале»  и «хамдале», комментарий к хадису милости (хадис ар-рахма) и другие труды. Его сочинения в основном были изданы в Дамаске.
В конце своей жизни, точнее, в месяце Сафар 1199 года хиджры Али-афанди постиг паралич, и он остался дома отрезанным от внешнего мира до самой кончины. Поэтому в преподавании хадисов под куполом в течение трёх месяцев его замещал его же ученик, выдающийся учёный, хадисовед шейх Мухаммад аль-Кузбари. Али-афанди, да смилуется над ним Аллах, скончался на рассвете в четверг 13 числа месяца Зуль-хиджа указанного года. Заупокойную молитву по нему совершили в мечети «Аль-Вард» в Дамаске. Похоронен он у подножия горы Косиюн, недалеко от мавзолея шейха Мухаммада аль-Бальхи.
Да смилуется Всевышний Аллах над Али-афанди ад-Дагистани и да удостоит нас его благодати. Амин!
 
Мухаммад-хаджи аль-Инчхи

Рассылка сайта