Четверг 25 Май 2017

 

Сущность мужественности и человечности

Несмотря на то, что слова, поясняющие суть мужественности (футувва) и человечности (мурувва) разные, означают они одно и то же: правдивость речи, терпеливое отношение к ошибкам братьев по вере, оказание благодеяний современникам, доброжелательное отношение к соседям.

 
Когда Абу аль-Хасана аль-Бушанджи спросили о том, что такое мужественность, он ответил: «Это отказ от использования недозволенного, пока с тобой есть ангелы, которые записывают все твои деяния (т.е. постоянно)».
Аль-Антаки поведал: «Человечность – это выполнение всего предписанного, отдаление от запрещённого и отказ от наслаждения страстями тела».
Один из праведников пояснил: «Основой мужественности является постоянное стремление раба помогать другим людям».
По определению Джунайда, «… мужественность – это не питать отвращения к бедному и не противодействовать богатому. А правдивость – это друг мужественности и свободы».
 
Человечность и мужественность – одни из условий тариката
Последователи суфизма считают, что гуманность, храбрость и мужественность являются одними из условий познания Всевышнего Аллаха. Когда имама аль-Хавваса спросили, почему мюриды отказываются от помощи, он ответил: «Потому что человечность и благой нрав побуждают мюрида к возмещению людям их благодеяний, исполнению их прав должным образом и проявлению заботы о них». Пророк (мир ему и благословение) указал своим сподвижникам, как важно соблюдать человечность, и предостерёг их от совершения того, что ее может нарушать и порочить.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Остерегайтесь сидеть на дорогах. А если же вы будете пребывать там, то отдавайте ей должное». Его спросили: «А каков долг перед дорогой, о Посланник Аллаха(мир ему и благословение) ?» Он ответил: «Притупление взора, удержание от вреда других, ответ на приветствие, призыв к добру и запрет порицаемого».
Восхваляя обитателей пещеры (асхабу аль-кахф), Всевышний Аллах подчеркнул их мужественность. От их мужества исходила храбрость, которая и привела их к единобожию, являющемуся источником совершенства. Всевышний сказал (смысл): «Мы поведаем тебе, о Пророк(мир ему и благословение) , подлинную историю о них. Поистине, они – мужественные люди, уверовавшие в своего Господа. И Мы укрепили их на прямом пути» (сура «Аль-Кахф», аят 13).
Говорят, что обитатели пещеры были мужественны, ибо они сразу и без промедления уверовали в своего Господа. Также говорят, что они мужественны из-за того, что вышли в путь и не остановились до тех пор, пока не дошли до познания Всевышнего Аллаха. Еще говорят, что основой их мужества является вера (Иман). Потому Господь и назвал обитателей пещеры мужественными людьми (смысл): «Поистине, они – мужественные люди, уверовавшие в своего Господа» (сура «Аль-Кахф», аят 13).
 
Высказывания о мужественности и человечности
Праведные предшественники сказали о мужественности и гуманности яркие слова:
1. Один из праведников сказал: «Человечность, по нашему мнению, – оказывать благодеяние тем, кто лишил нас чего-то; прощать тех, кто притеснил нас; сохранять добрые отношения с теми, кто прервал их с нами; делать добро тем, кто причинил нам зло».
2. Имам Аль-Джунайд сказал: «Мужественность находится в Шаме (Сирии), красноречие – в Ираке, правдивость – в Хорасане».
3. Фудайль отмечал: «Мужественность – умение прощать ошибки братьев по вере».
4. Абу Бакр аль-Варрак говорил: «Мужественный человек – тот, у кого нет противника».
5. Мухаммад ибн Али ат-Тирмизи сказал: «Мужественность – это чтобы ты ради Аллаха был врагом своего нафса».
6. Говорят: «Мужественен тот, кто никому не бывает врагом».
7. Также сказано: «Мужественным является тот, кто разбил самого большого идола». В Священном Коране сказано (смысл): «Некие люди сообщили: “Мы слышали юношу, который упоминал этих идолов. Его зовут Ибрахим” (сура «Аль-Анбия», аят 60). А идолом каждого человека является его нафс. Кто идёт против своих страстей, тот и есть истинно мужественный человек».
8. Говорят: «Мужественностью является соблюдение справедливости по отношению к другим, а не требование справедливости от других в отношении себя».
9. Умар ибн Усман аль-Макки сказал: «Мужественность – это благонравие».
10. Ан-Насрабади отмечал: «Человечность – ветвь мужественности, это когда ты отворачиваешься от обоих миров и питаешь отвращение к ним (всецело обратившись лишь к Аллаху)».
11. Мухаммад ибн Али ат-Тирмизи сказал: «Мужественность – это когда ты оказываешь одинаковое гостеприимство тем, кто у тебя дома, и пришедшим в гости».
12. Когда одного праведника спросили о мужественности, он ответил: «Это отказ от того, что ты желаешь, ради того, чего боишься (т.е. из-за боязни наказания на том свете)».
13. Другого праведника спросили о мужественности, и он ответил: «Это чтобы для человека не было разницы, кто у него принимает пищу: праведник или неверный».
14. Джунайд сказал: «Мужественность – это удержание от зла, совершение только благого и отказ от жалоб».
15. Сахль ибн Абдуллах отмечал: «Мужественность – это следование за Сунной Пророка(мир ему и благословение) ».
16. Также было сказано: «Мужественность – это исполнение обещанного и сохранение доверенного».
17. «Мужественность – это когда ты не замечаешь совершенные тобой благие поступки (т.е. не приписываешь их себе)».
18. «Мужественность – это не убегать, когда подходит просящий».
19. «Мужественность – это обнародование благ, которыми тебя наделил Всевышний, и утаивание постигших тебя бед».
20. «Мужественность – это когда ты приглашаешь в гости десять человек, и твое состояние не меняется из-за того, что придут девять или одиннадцать человек».
21. «Не является мужественностью извлекать выгоду из дружбы».
22. «Мужественность – это отдать предпочтение другим людям перед собой, после того как отдал им предпочтение во всем, что связано с дольним и
вечным мирами».
23. «Мужественность – это делать добро всем, кто достоин этого и не достоин».
24. «Мужественность – это всегда быть занятым решением проблем других людей, ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал: “Всевышний Аллах не прекращает помогать рабу в его нужде, пока тот занят решением проблем своего брата”.
25. «Мужественность – это прощение ошибок людей и сокрытие их недостатков».
26. «Мужественность – это не считать себя достойнее других».
27. Кто-то из благочестивых людей сказал: «Неблагородно привлекать гостя к работе».
 
Из историй о мужественности и человечности
От праведников до нас дошли великие поучительные истории. Ниже мы приведём некоторые из них.
1. Рассказывают, что причиной того, что праведника Хатама прозвали «Аль-Асам» (глухим), послужил следующий случай. К нему пришла некая женщина за богословско-правовым заключением. Когда она задавала Хатаму вопрос, у нее помимо воли громко вышли газы, и она очень смутилась. И тут Хатам сказал ей: «Говорите громче!» – показывая тем самым, будто он плохо слышит. Женщина обрадовалась этому и подумала: «Значит, он ничего не услышал». И после этого случая он стал известен как Аль-Асам.
2. Зу-Ннун аль-Мисри рассказал: «Когда меня привели к халифу по обвинению в заблуждении, я увидел там разносчика воды. На нем была чалма и египетский платок, в руках у него была дорогая посуда из тонкой керамики. Я спросил: “Этот человек поит правителя?” Мне ответили: “Нет, он поит простых людей”. Тогда я взял у него кувшин, выпил воду и сказал своему спутнику: “Дай ему динар”. А разносчик воды отказался взять деньги, сказав: “Ты – пленник, неблагородно брать от тебя что-либо”.
3. Зу-Ннун аль-Мисри также поведал: «Был один юноша по имени Ахмад ибн Сахль, из числа торговцев. Я купил у него кусок белой материи, и он взял за него лишь себестоимость. Я спросил его: “Разве ты не возьмешь больше?” Он ответил: “Что касается цены за ткань, то я её взял, чтобы ты не боялся упрека”».
4. Также Зу-Ннун аль-Мисри рассказал, что некий человек утверждал, что он из числа мужественных. Вскоре вместе с друзьями он вышел в путь из Нишапура в Наса. Их пригласил в гости некий мужчина. Когда они поели, вышла служанка с кувшином воды и стала обходить гостей, чтобы они помыли руки после еды. Нишапурец отказался мыть руки и сказал: «Не подобает мужественному человеку, чтобы женщины лили ему воду на руки!»
5. Зу-Ннун аль-Мисри рассказывал, что один из паломников уснул в Медине. Когда он проснулся, ему показалось, что его кошелек украли. Он вышел и, увидев Джафара ас-Садика, подумав на него, стал допытываться: «Ты взял мой кошелёк?» Джафар  спросил его: «Что было в кошельке?» Паломник ответил: «В нем была тысяча золотых монет (динаров)». Джафар завёл его домой и отдал ему тысячу динаров. Затем паломник вернулся на свою стоянку и обнаружил там кошелёк. Он отправился к Джафару, чтобы извиниться и вернуть ему деньги. Но тот отказался принять их, сказав: «То, что отдал, я не беру обратно».
6. Имам Аш-Шаарани сказал: «Знайте, что мужественность любимых рабов (авлия) Всевышнего Аллаха проявляется в том, что если им дозволят заступиться за кого-либо, то они вначале заступятся за тех, кто причинял им вред в этом мире, обвинял их в неверии, заблуждении, совершении деяний напоказ и других недостатках. Они поступают так для того, чтобы избавить вредившего им от угрызений совести, когда он увидит ту степень перед Всевышним, о которой не ведал на этом свете и которую приобретут любимцы Аллаха в вечной жизни (приближенность к Создателю и внимание Творца к их просьбам). Получив заступничество в Судный день, успокоятся души порицавших праведников, и покинет их страх, постигший от любимцев Аллаха (из-за нанесенного им вреда)».
Он также отмечал: «Праведники, любимцы Аллаха не начали заступничество с тех, кто доброжелательно относился и верил в них в этом мире. Потому что творивший благое бывает спокоен тем, что он уже совершил. Ибо его добро достаточно ему, и именно оно заступится за него перед Всевышним Аллахом». Знайте, что скрыть недостатки своих товарищей, особенно, если известно, что враги будут злорадствовать, узнав о них, – значит поступить мужественно.
Праведник Абу Али ад-Даккак сказал: «Совершенство мужества и самоотверженности было присуще только пророку Мухаммаду(мир ему и благословение) . Все пророки в Судный день будут волноваться о себе, говоря: «О мой нафс, о мой нафс!» А пророк Мухаммад (мир ему и благословение) будет беспокоиться о своей общине: «О моя община, о моя община!» Знайте, что свобода более почётна, чем правдивость; мужественность более ценна, чем они оба. Гуманность, человечность – ветвь мужества. Разница между мужественным человеком и аскетом (захид) в том, что захид оказывает предпочтение другим при наличии достатка, а мужественный – когда сам находится в нужде. Как сказал Всевышний (смысл): «Они отдают предпочтение другим перед собой, даже если сами находятся в стесненном положении».


Из книги Муфтия Дагестана
шейха Ахмада-хаджи Абдулаева
"Благонравие праведников"

Рассылка сайта