Четверг 25 Май 2017

 

Ислам в Калужской области

Калуга – один из немногих городов Центральной России, так богатых на исламские сюжеты. Город известен тем, что неподалеку от него ногайский мурза Урак Урусов убил Лжедмитрия Второго. Здесь издревле проживали татары. В ней отбывали ссылку последний крымский хан Шахин-Гирей и казахский султан Арын-газы. Самым же известным мусульманином Калуги был имам Шамиль, проживший в городе много лет.
 
По следам истории мусульман Калуги
Татарская община в Калужской области имеет достаточно древние корни, согласно данным, приведенным в энциклопедии "Ислам в Российской Федерации". Известно о существовании на территории современной области целого ряда этнолокальных групп татар, участвовавших в XVII веке в украинской службе на польской Украине.
В ходе войны с Наполеоном на территории данного региона находился Тарутинский лагерь.
Здесь проходило службу большое число мусульман.
В этом регионе произошел целый ряд боевых сражений с участием башкирско-татарской конницы.
В конце XVIII века в Калуге было учреждено мусульманское кладбище в Лаврентьевской роще.
Начиная с XIX века Калуга стала местом ссылки пленных казахов, кавказцев и туркестанцев.
Хан казахского Младшего жуза Арынгазы-хан б. Абулгазы-хан был выслан сюда в 1823 г., здесь же он и скончался в 1833 г. и был похоронен. Имам Шамиль с многочисленной семьей отбывал здесь ссылку в 1859–1868 гг. Здесь жил с семьей в ссылке в 1873–1880 гг. премьер-министр Хивинского ханства Мухаммад-Мурад Деванбеги.
По переписи 1897 г., в Калужской губернии проживало всего 144 мужчины и 28 женщин из числа мусульман.
С этого времени известно о существовании здесь имамов из числа татар, но их имена не сохранились, за исключением Салахетдина Алимова (являлся имамом в Калуге с 1911 г.).
В начале ХХ в. мусульманскую общину Калуги составляли не только татары, но и представители других национальностей. Тогда же калужские мусульмане обзавелись собственным молельным домом. Незарегистрированная религиозная община в основном проводила ритуальные обряды: джаназа, никах, имянаречение.
 
Калуга – Киев – Мекка: последний путь имама Шамиля
Имам Шамиль – крупнейший деятель Ислама на Кавказе XIX в., имам, ученый, военный и политический вождь, возглавивший борьбу кавказских народов за независимость от царского режима. Так сообщается в книге "Дорогами Ислама Центральной России". Родился в аварском ауле Гимры в Дагестане, являлся учеником и другом первого дагестанского имама Гази-Мухаммада. После гибели в 1834 г. второго имама Гамзат-бека Шамиль был избран главой имамата.
Захват царскими войсками ставки Шамиля в с. Ведено, штурм крепости Гуниб решили исход Кавказской войны. После многолетней борьбы Шамиль принял условия почетного плена и 27 августа 1859 г. вместе с семейством отправился в столицу Российской империи. 15 сентября в г. Чугуеве Шамиль встретился с императором АлександромI, устроившим в честь него военный парад. Далее путь именитого горца по России продолжился через Курск, Тулу, Москву, где ему устраивались торжественные приемы. 10 октября 1859 г. Шамиль в сопровождении русских офицеров прибыл в Калугу – город, назначенный местом его ссылки.
Больше месяца он проживал на ул. Никитской (ныне ул. Ленина) в лучшей городской гостинице «Кулон». 5 января 1860 г. в Калугу прибыло «на 30 лошадях, 6 тарантасах и фургонах» семейство Шамиля во главе со старшим сыном Гази-Магомедом (всего 20 человек с фельдъегерем и переводчиком). Для расселения многочисленной семьи, состоящей из двух взрослых сыновей, их жен, детей, двух жен Шамиля, его малолетней дочери, двух замужних дочерей, их детей, зятьев имама, воспитателей, прислуги, был определен городскими властями трехэтажный дом с надворными строениями, флигелем и большим садом, где позднее была построена молельня.
На содержание семьи Шамиля в Калуге император ежегодно отпускал 20 тысяч рублей серебром. Пенсия самого имама составляла 15 тысяч рублей серебром в год. Значительную часть своего пенсиона Шамиль раздавал ссыльным землякам, другую тратил на помощь бедным калужанам через своего казначея Хаджиева.
В доме имама присутствовали лучшие калужские врачи для лечения членов его семьи. Климат Центральной России оказался непривычным для кавказских пленников. Первая смерть унесла жизнь жены старшего сына – Керимат; тело для погребения было отправлено на Кавказ, в Гуниб. 27 апреля 1862 г. от преждевременных родов у жены Шамиля Шуанат родился мертвый младенец. 12 апреля 1866 г. от скоротечной чахотки скончалась старшая и любимая дочь Нафисат. Всего Шамиль в Калуге похоронил 10 человек родных.
Для улучшения здоровья, смены обстановки в жизни семейства Шамиля в июне 1863 г. был предпринят выезд в Боровский уезд Калужской губернии в имение Ермолово, где имаму с семейством сняли дачу на весь летний период за 250 рублей.
Присяга состоялась 26 августа 1866 г. в зале Калужского дворянского собрания. Этот исторический факт был зафиксирован местными фотографами и подробно описан в «Калужских губернских ведомостях». Вслед за Шамилем присягу приняли и его сыновья. Принятие российского подданства и убедительная речь имама в Санкт-Петербурге на свадьбе наследника престола цесаревича Александра Александровича с датской принцессой Дагмарой 28 октября 1866 г. способствовали решению императора (8.10.1868 г.) о разрешении Шамилю переехать из Калуги в город с более мягким климатом – Киев. Шамиль со всем семейством выехал из Калуги 25 ноября 1868 г. и добрался до Киева по железной дороге через Курск.
АлександрI распорядился выдать Шамилю паспорт сроком на год и разрешить выезд в Мекку. 12 мая 1869 г. имам с 2 женами, 4 дочерями, малолетним сыном и внучкой отбыл пароходом до Одессы; до границы их сопровождал старший сын имама. Старших сыновей Шамиля в качестве неофициальных заложников император оставил в России; они служили офицерами в русской армии.
Скончался Шамиль в Медине в 1871 г. и был похоронен на кладбище сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – «Джаннат ал-Баки».
Отметим, что в 2013 году в Калуге состоялась церемония открытия мемориальной комнаты-музея имама Дагестана и Чечни Шамиля. На мероприятии собралось много гостей из Махачкалы, Калуги, а также представителей дагестанской диаспоры Москвы. 
В честь открытия мемориальной комнаты имама была организована выставка ремесел лучших мастеров Дагестана и Кавказа.
 
Мусульмане Калуги сегодня
Мусульманская община Калужской области состоит из мусульманских религиозных групп Калуги, Малоярославца, Обнинска и отдельных мусульман в иных населенных пунктах.
В Калуге работает религиозная организация мусульман «Сунна», зарегистрированная в 2001 г. В городах Малоярославце и Обнинске действуют моноэтничные татарские религиозные группы.
В Малоярославце более 7 лет работает община мусульман. Имамом-хатыбом, председателем Местной религиозной организации является Ринат-хазрат Баткаев.
Он проводит не только просветительскую работу, но и выступает за здоровый образ жизни. Баткаев является неоднократным участником велопробегов и лыжных соревнований среди любителей. Имам активно участвует в краудфандинге – спортивных мероприятиях, направленных на сбор средств в пользу детей-инвалидов и детей, страдающих тяжелыми заболеваниями. К занятиям по физкультуре он призывает и своих прихожан, что в полной мере соответствует принципам Ислама.
Мусульмане Калужской области активно принимают участие во всех праздниках: Ураза-байрам и Курбан-байрам, проводят мавлиды в честь рождения пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Посильную помощь во всех мероприятиях оказывают органы государственной власти. Как считает Ринат Баткаев, органы власти являются нашими главными партнерами.
Мусульманами этого региона ведется образовательная деятельность по основам религии, проводятся конкурсы и мероприятия, совершается паломничество – хадж.
 

Ильнур Файзулин 

Статьи номера

Статьи номера

Вопросы веры

Ислам и здоровье

Аналитика

Вероучение

Колонка редактора

Личности в Исламе

Ислам и наука

Семья в Исламе

Мазхаб Абу-Ханифы

Детская страничка

Мусульманка

Вопрос-Ответ

Рассылка сайта