Четверг 25 Май 2017

 

Мусульмане, за вами – будущее!

22 июля, видимо, в ответ на очередную исламофобскую кампанию, развернутую после теракта в Ницце, а затем и в Германии, в весьма популярной британской газете «The Guardian» мелькнула крайне интересная статья, выражающая сочувствие к мусульманам. Стоит отметить, что она осталась незамеченной в российских исламских СМИ, хотя догадаться по ее заголовку о реальном содержании довольно сложно. Впрочем, судите сами.
 
Австралия когда-то запрещала исповедание католицизма на своей земле и поносила ирландцев. Разве мы ничему до сих пор не научились?
Автор – австралийский писатель и журналист ирландского происхождения Ник Ирлс – говорит, что мы должны различать, когда речь идет о культурных расхождениях и когда об угрозе, «мы должны быть лучше в этом сейчас».
В очередной раз проходя через службу безопасности в аэропорту где-то в Северной Америке в 2001 году, понял: я больше не являюсь лицом терроризма и никогда больше не буду вызван для прохождения «специальных процедур оформления».
До тех пор паспорт, полученный мной на моей родине – в Северной Ирландии, был явным индикатором для специального досмотра в любой точке мира и,  безусловно, – в Великобритании. Меня отводили в отдельную комнату, обыскивали, распаковывали чемоданы и тщательно досматривали багаж на наличие взрывчатых веществ. Доходило даже до досмотра упакованных в рулон носков. Это была обычная цена, которую мне предстояло заплатить за перемещение по миру, имея на руках определенный паспорт с указанием места рождения.
В настоящее время, если вы ирландец, национальные стереотипы довольно позитивны, несмотря на то, с какой стороны острова вы ведете свое происхождение (Ирландия разделена на две части: Северная относится к Великобритании, Южная – отдельная самостоятельная страна. – Ред.). Но так было не всегда. Я прибыл в Австралию в возрасте 8 лет, в самый разгар шуток, и довольно жестких, об ирландцах. Все это продолжалось несколько лет, и я постоянно был вынужден сталкиваться с нападками на ирландцев в газетах, которые читал во время ланча. Как хорошо, что это имело свои пределы.
Но даже это было не так плохо, как ситуация, свидетелем которой я стал в детстве. У моего одноклассника, итальянца по происхождению, регулярно, день за днем выбрасывали его «итальянскую еду» в мусорный бак, в результате чего он оставался без завтрака. И что же? Те же самые люди, которые этим занимались, чтобы «адаптировать итальянца в австралийское общество», теперь тратят десятки долларов в итальянских кафе на фокаччо и прошутто, совершенно не терзаясь воспоминаниями двадцатилетней давности. Так что я вполне себе могу представить, каково пришлось моим соседям-мусульманам на этой неделе.
Халяльная пищевая индустрия создает множество зон комфорта. Специальный налог на халяль? Нет, это гораздо больше. Создание экспортных рынков и рабочих мест – главный приоритет халяль-индустрии. Она в настоящее время даже может снижать цены – за счет больших объемов производства. Да, стоимость халяль-пищи выше, но это просто обычный дискомфорт, к которому мы пока не привыкли. Однако разница в понятиях может быть значительно тоньше, чем мы думаем.
Ирландцы, пересекающие узкую полоску воды недалеко от Ливерпуля в 1950–1960 гг., встречали на окнах гостиниц и пансионатов объявления: «Никаких черных, никаких собак, никаких ирландцев». Априори считалось, что ирландцы способны только на терроризм, неумеренное употребление алкоголя, драки и неплатежеспособность, в частности – имеют привычку покидать гостиницу, не заплатив по счетам. Множество объявлений о работе в Австралии включали строчку «ирландцам просьба не беспокоить», совершенно дискриминационного характера.
На самом деле аббревиатура NINA – NoIrish Need Apply («Заявления от ирландцев не принимаются») возникла и использовалась довольно давно. Так в США в XIX веке эта строчка уже включалась в объявления работодателем. Даже обладая нужной профессией – пекаря или обойщика, ирландец не мог получить это место из-за своей национальности.
История ирландских переселенцев в Австралии тоже не была легкой. Первыми были преступники ирландского происхождения, католики по вероисповеданию. Они жестко контролировались властями, вплоть до запрета на отправление католических служб, дабы избежать возникновения групп и общин, которое могло бы привести к восстанию. Первый католический священник Джеймс Диксон прибыл в Австралию на рубеже XVIII и XIX веков в качестве заключенного, после знаменитого ирландского восстания в 1798 году. И в 1803 году ему разрешили провести первую мессу в Австралии. Однако уже на следующий год ирландские заключенные в Касл-Хилл подняли бунт, и губернатор посчитал, что это результат католических богослужений. Следующий католический священник появился в Австралии только в 1820 году.
Первые 32 года существования Сиднея католические богослужения были под запретом – во избежание консолидации ирландской общины и возникновения бунтов.
Да, сейчас Австралия и австралийские власти не боятся ирландцев, я это вижу. Но отдельные признаки неприязни все равно сохранились. Так газета «Файрфакс» была вынуждена принести свои извинения после того, как в ней появилась явно провокационная статья про победу ирландца на Олимпийских играх под заголовком «Ирландия в состоянии алкогольного опьянения, или Как Тейлор качнулся в боксе в сторону золота».
До сих пор у многих существует вполне реальный стереотип о «пьющих» ирландцах. Но уже хотя бы никто не думает, что мы собираемся что-то взорвать.
Я не могу сказать, что знаю, как бы чувствовал себя сегодня в Австралии в качестве мусульманина. Когда я приехал сюда, то выглядел, как все остальные, и это было время, когда ирландец застрелил принца Альфреда в Сиднее. Но я был и другим, что было заметно по международным перелетам.
Но давайте задумаемся, когда кто-то будет призывать к запрету на постройку мечети. Ведь по тем же причинам когда-то было запрещено исповедание католичества в Сиднее, чтобы предотвратить религиозные собрания и консолидацию верующих в одну общину.
Возможно, это не повод, чтобы сказать своим соседям-мусульманам: «Я знаю, что вы такие же австралийцы, как и я» или «Времена меняются, и не всегда будет ваша очередь». Живя в стране эмигрантов или их потомков, мы должны лучше разбираться в том, что несет непосредственную угрозу или что просто является обычными различиями на уровне национальностей и религий. Необходимо быть более аккуратными в оценке этого.
Я думаю, идея статьи вполне ясна. Автор пытается донести до читателей «свою правду» о дискриминации по национальному и религиозному признаку. Он, как ирландец, почти 30 лет испытывал ее на себе. И сейчас он говорит мусульманам, что наступит и ваше время, когда к вам перестанут относиться как к террористам и изгоям, и вы полностью интегрируетесь в общество, так, как в итоге общество приняло католиков-ирландцев.
 
Фатима Манзур

Пакистан 

Статьи номера

Статьи номера

Личности в Исламе

Суфизм

Аналитика

Семья в Исламе

Молодость

Страницы истории

Вопросы веры

Ислам и наука

Вероучение

Ислам и здоровье

Поучительные рассказы

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Вопрос-Ответ

Рассылка сайта