Четверг 25 Май 2017

 

Милосердие – составная часть тариката

Шейх ас-Сухраварди в книге «Авариф аль-маариф» пишет: «Самой природе последователей тариката присуще проявление взаимной любви и симпатии, дружбы и согласия с братьями по вере и отказ от противоречий между ними».
 
Описывая сподвижников Пророка (мир ему и благословение), Всевышний Аллах сказал в Коране (смысл): «Они милосердны друг к другу» (сура «Аль-Фатх», аят 92). Также Всевышний сказал (смысл): «Если бы ты, о Пророк, отдал все, что есть на земле, то не смог бы привести их сердца к дружбе и примирению. Однако Аллах привел их к согласию» (сура «Аль-Анфаль», аят 36). Воистину, взаимная любовь и расположение приходят от соответствия, согласия душ (арвах). Об этом повествуется в хадисе: «Те из душ, которые узнали друг друга, объединяются, а те, что не познали, расстаются». Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верующий – это тот, кто дружелюбен с другими, а другие дружелюбны с ним. Нет блага в том, кто не дружелюбен и к кому не дружелюбны». Еще Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Двое верующих при встрече подобны двум рукам, каждая из которых моет другую. Когда двое верующих встречаются, то они непременно извлекают пользу друг от друга».
Абу Идрис аль-Хавлани сказал Муазу: «Я люблю тебя ради Аллаха». Тогда Муаз дополнил: «Возрадуйся, еще раз возрадуйся! Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «В Судный день вокруг Арша (Трон) будут выделены специальные места для определенной группы людей. Их лица будут излучать сияние подобно полной луне. Другие люди будут искать помощи, а они не будут. Другие будут испытывать страх, а они не будут. Это – любимые рабы (авлия) Аллаха. Они не будут бояться и не будут опечалены». Один из нас спросил Пророка (мир ему и благословение): «Кто же эти люди, о Посланник Аллаха?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Это возлюбившие друг друга ради Аллаха».
Именно из-за этого дружба среди последователей тариката так сильно ощущается ими. Потому что когда они любят друг друга ради Аллаха, то проявляют по отношению друг к другу хорошие качества своего характера. И из-за любви друг к другу они эту взаимную дружбу принимают. Благодаря этой любви мюрид получает пользу от шейха-наставника, и братья по вере тоже получают пользу друг от друга. Именно для этого Всевышний Аллах велел людям ежедневно по пять раз собираться в мечетях на каждой улице и в каждом квартале. И жителям каждого населенного пункта велел один раз в неделю собираться в соборной мечети.
Также и на оба мусульманских праздника (жертвоприношения и разговения) Творец велел со всех окрестностей людям собираться в городах. И людям со всех стран хотя бы раз собраться во время совершения хаджа. Во всем этом кроется огромная мудрость. В том числе и укрепление дружбы, согласия и любви между верующими. Ведь поэтому Посланник Аллаха отмечал: «Верующий для верующего подобен строению, одни части которого поддерживают другие». Также в хадисе сказано: «Поймите, воистину, в проявлении любви, теплоты и милосердия друг к другу верующие подобны единому телу: если один из органов жалуется (из-за болезни), то все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Проявление взаимного расположения, любви и теплоты укрепляет дружбу. А дружба с хорошими людьми оказывает благое воздействие.
 
Ревность
Знайте, что ревность – это нежелание соучастия другого в чем бы то ни было. Известный праведник Аш-Шибли сказал: «Ревность бывает двух видов: человеческая ревность к нафсам и божественная ревность к сердцам». Аш-Шибли также говорил: «Божественная ревность к вздохам человека – это напрасная их трата на что-либо другое, помимо Всевышнего Аллаха».
Говорят: «Ревность бывает двух видов: ревность Всевышнего Аллаха к рабу – нежелание Господа обращения Своего любимого раба к людям. И ревность раба к Аллаху – посвящение рабом всех своих состояний и каждого вздоха лишь одному Всевышнему Аллаху. Ревность к Аллаху обязывает раба возвеличивать предписания Творца и очищать свои деяния для Него». Знайте, что правило Всевышнего Аллаха по отношению к Своим любимцам (авлия) таково: если в их сердцах займет место что-либо, помимо Творца, или если они обратят внимание на что-либо другое, помимо Создателя, то Аллах мешает им в этом. Всевышний ревнует к их сердцам, всецело и искренне обращая их к Себе, освободив их от всего постороннего, что было в них. Это подобно случаю с пророком Адамом (мир ему). Когда Адам (мир ему) подготовил себя к вечному пребыванию в Раю, Аллах вывел его оттуда.
Подобное же имело место и с пророком Ибрахимом (мир ему), который стал восхищаться своим сыном Исмаилом. Аллах велел ему принести сына в жертву, пока чувство восхищения не покинуло его сердце и его душа не очистилась от этого. А после этого Творец повелел вместо сына принести в жертву барана.
Посланник Аллаха сказал: «Нет никого более ревнивого, чем Всевышний Аллах. Из-за этой ревности Создатель запретил все непристойности: тайные и явные». Также Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Поистине, Аллах ревнив, и, поистине, верующий ревнив. Ревность Всевышнего Аллаха проявляется тогда, когда верующий раб совершает то, что Аллах ему запретил». Ученые отметили: «Ревность, о которой говорится в указанных хадисах в описании Всевышнего, не похожа на ту, которая присуща людям. Потому что Всевышнему нельзя приписывать качества, указывающие на недостатки. Качества Аллаха не похожи на качества Его творений. Ревность в качествах Творца означает, что Он удерживает от непристойных поступков, запрещает их и защищает от них. Потому что ревнующему свойственно удерживать объект ревности от непристойного поведения. Это поясняют следующие слова Пророка (мир ему и благословение): «Из-за этой ревности Создатель запретил все непристойности», то есть удержал от них и запретил их. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Скажи, о Пророк (мир ему и благословение): “Воистину, мой Господь запретил непристойные поступки, будь они явные или тайные”» (сура «Аль-Араф», аят 33).
Рассказывают от праведника ас-Сарий ас-Сакати, что как-то раз в его присутствии прочитали слова Всевышнего (смысл): «Когда ты, о Пророк (мир ему и благословение), прочитал Коран, между тобой и теми, кто не верит в вечную жизнь, Мы установили закрывающую их завесу» (сура «Аль-Исра», аят 45). Тогда Сарий спросил у сподвижников: «Знаете ли вы, что это за завеса? Это завеса ревности. Нет никого более ревнивого, чем Всевышний Аллах». Смысл слов Сария «это завеса ревности» заключается в том, что Всевышний Аллах сделал неверующих недостойными познания истинности религии.
 
Всевышний Аллах очень ревнив
Ревностью Всевышнего объясняется то, что Творец не сделал другого способа Его познания, кроме Своего пути. Еще говорят, что Аллах, пречист Он, ниспослал Откровение одному из пророков: «У некоего человека есть нужда ко Мне, и у Меня есть к нему нужда. Если он выполнит Мою нужду, то Я выполню его нужду». Этот пророк обратился к Аллаху: «О Всемогущий Аллах, как может быть у Тебя нужда к кому-либо?!» Тогда Всевышний сказал (смысл): «Сердце того человека занято другим, помимо Меня. Пусть он освободит своё сердце от этого, и Я исполню его нужду». Один из благочестивых людей рассказал: «Когда я обходил местность горы Лубнан, вдруг появился один юноша, смуглый от солнца и ветра. Как только его взгляд упал на меня, он стал убегать, желая одиночества. Я сказал ему: «О брат мой, скажи хоть слово наставления, может быть, я получу пользу от него». Тогда он быстро повернулся ко мне и сказал: «Будьте осторожны, Аллах очень ревнив. Он не любит видеть в сердце Своего раба что-либо другое, помимо Него».
Духовный наставник Абу Али ад-Даккак сказал: «Когда некий бедуин вошёл в мечеть Посланника Аллаха и справил там малую нужду, сподвижники поспешили выдворить его. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Бедуин поступил непристойно». Сподвижники забеспокоились, им стало тяжко от того, что увидели человека, потерявшего стыдливость. Также и познавшему величие Всевышнего Аллаха тяжело слушать поминание (зикр), которое совершает человек с беспечностью в сердце. Как и тяжело повиноваться тому, кто поклоняется Творцу, не оказывая Ему при этом должного почтения и учтивости.
 
 

Из книги Муфтия Дагестана шейха Ахмада-хаджи Абдулаева "Благонравие праведников" 

Статьи номера

Статьи номера

Личности в Исламе

Суфизм

Аналитика

Семья в Исламе

Молодость

Страницы истории

Вопросы веры

Ислам и наука

Вероучение

Ислам и здоровье

Поучительные рассказы

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Помощь ближнему

Вопрос-Ответ

Рассылка сайта