Понедельник 29 Май 2017

 

Суфизм – сердце Ислама

В Махачкале открылась мечеть им. Зайнуллы ишана Расулева и состоялся маджлис алимов

 
В тот же день, 1 августа, состоялось открытие Джума-мечети по пр. Акушинского г. Махачкалы, названной в честь другого влиятельного мусульманского деятеля России XX века – шейха Зайнуллы ишана Расулева, учителя шейха Баязида Хайруллина.
 
Новая мечеть может одновременно вместить более 3 тысяч молящихся.
Там же прошел и маджлис алимов, который собрал общественных и религиозных деятелей практически со всех уголков России.
Вел маджлис заместитель муфтия РД Ахмад-хаджи Кахаев. "Приятно разделить радость открытия еще одного дома Всевышнего Аллаха – мечети, которая будет носить имя выдающегося алима, ученого-богослова, суфия Зайнуллы ишана Расулева, чьими учениками и духовными наследниками стали и дагестанские алимы. Мы надеемся, что открытие этой мечети станет не только данью памяти известного алима, но и послужит маленьким вкладом в укрепление дружбы и единства уммы нашей страны", – отметил Кахаев.
Также богослов обратился к истории, когда верующие переживали непростые времена, но, тем не менее, поклонялись и выполняли все обряды религии. Сегодня тоже есть часть мусульман, которые испытывают трудности. "На этом фоне мы можем соблюдать все предписания своей религии, наставлять, увещевать, строить мечети, обучать Исламу. За это нужно возносить благодарность», – подытожил заместитель муфтия.
С приветственным словом выступил муфтий Дагестана шейх Ахмад-афанди Абдулаев. Вкратце он рассказал о распространении суфизма – начиная от Мекки и Медины и до Поволжья и Дагестана.
"Начиная со времён Пророка e и до концаI века колыбелью тасаввуфа были Мекка и Медина. Затем центром тариката стал Хорасан и Шам, начиная с Абуязида Бастами. С серединыV века до XI столетия по хиджре, начиная с Абдуль-Халика Гуждувани, тарикат распространяется в Средней Азии. Далее, начиная с Мухаммада аль-Баки и Ахмада аль-Фарука (имам Раббани), суфизм переходит в Индию. В XII столетии он возвращается на земли Шама и Ирака в лице Халид-шаха. А в начале XIII столетия от Исмаила Ширвани суфизм переходит в Закавказье (Азербайджан, Закаталы). С середины XIII века от Исмаила Ширвани Курдумери «сердце Ислама» переходит в Поволжье и Дагестан.
Преемниками Исмаила Ширвани в Дагестане стали Мухаммад Салих и Хасмухаммад Ширвани. А среди мусульман Поволжья и Урала был известный шейх Хашим аль-Ямшани (Ибрахим ишан). Далее шейх Сайфулла-кади стал учеником Мухаммад-Закира аль-Чистави, а потом – преемником шейха Зайнуллаха аш-Шарифи.
Вот так тесные отношения татарских и кавказских учёных укрепились посредством преемников Халид-шаха.
Таким образом, не по нашей прихоти или просьбе путь суфизма свернул в Дагестан и пока, на сегодняшний день, существует в Дагестане. Что будет дальше – знает Аллах I", – отметил муфтий Дагестана.
Также он затронул проблему воспитания богобоязненного подрастающего поколения – любящего родителей, соседей, родину. Муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев акцентировал внимание и на проявление терпения. "Важно помнить, что мы живём в огромной многоконфессиональной и многонациональной стране. Если хотите, чтобы были терпеливы к вам, будьте терпеливы к окружающим. Не цепляйтесь к каждому услышанному слову и не спешите прокричать в обществе о своих обидах. Терпение – ключ к Раю. Своим благородством и красивым нравом поверните российское общество лицом к себе и пробудите в нём любовь к мусульманам", – подчеркнул муфтий.
Далее выступил муфтий Москвы, Центрального региона и Чувашской Республики, член комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Альбир-хазрат Крганов.
В частности, он рассказал о конференциях, посвященных суфизму, которые недавно прошли в Общественной палате РФ, Республике Татарстан, г. Омске. На конец августа подобная конференция намечена в г. Грозном.
«Сегодня, когда по всему миру распространяются болезненные явления терроризма и радикализма, направленные на разрушение традиций и размытие нравственных ценностей человечества, в том числе и Ислама, нам особенно необходимо сохранить единение и сплотиться перед лицом ужасного врага. Весь мир ищет лекарства от этого зла, в том числе и мусульманское сообщество России. В этой связи мы проводим множество различных конференций по стране. А сегодня приехали к вам в Дагестан, чтобы получить урок", – отметил муфтий.
Богослов указал еще на одну проблему современности – призыв к молодежи отказаться от мазхабов. Здесь Альбир-хазрат Крганов провел следующую аналогию. "Ислам – это одна трасса, а четыре мазхаба – как четыре полосы, по которым нужно идти прямо, а не зигзагами. Нельзя ставить себя выше этих великих алимов, потому что нам не хватит сил достичь их высокого уровня. Безмазхабность может привести к отходу от религии, так сказано в книгах", – заключил муфтий.
Также он выразил благодарность за приглашение поучаствовать в таком богоугодном деле, отметив, что за последние 20 лет в России открыто более 7 тысяч мечетей.
Перед собравшимися выступил и председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан, муфтий Камиль-хазрат Самигуллин.
«В свое время Зайнулла ишан Расулев превратил Троицк в основной центр обучения мусульман Российской империи, и это благодаря своему медресе. Там обучали не только шариатским наукам, но и светским. Важно и то, что шейх изучал шариатские науки у признанных ученых своего времени. В медресе получали знания не только дагестанские татары, но и выходцы из Средней Азии, именно поэтому его до сих пор помнят и чтят. Ахмад-хаджи Максуди писал про него: «Величайшая заслуга Зайнуллы-хазрата перед нацией состоит в том, что он давал на любой из вопросов современности ответ, соответствующий Шариату», – подчеркнул Камиль-хазрат.
Далее выступающие отметили великую роль шейха Зайнуллы ишана Расулева в деле развития Ислама. Он – один из самых влиятельных мусульманских деятелей России XX века. Зайнулла ишан Расулев является основателем новометодного медресе Южного Урала «Расулия». Шейх обучался в различных медресе, вырастил выдающихся учеников и написал много трудов. Похоронен на старинном мусульманском кладбище г. Троицка Челябинской области.
 
 
Динара Мустафина

Статьи номера

Статьи номера

Личности в Исламе

Аналитика

Семья в Исламе

Суфизм

Молодость

Страницы истории

Вопросы веры

Ислам и наука

Вероучение

Ислам и здоровье

Поучительные рассказы

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Помощь ближнему

Вопрос-Ответ

Рассылка сайта