Понедельник 29 Май 2017

 

Бенгальский суфий

Хазрат Шах Джалал, или Шах Джалал-ад-Дин бин Махмуд аль-Муджаррад аль-Накшбанди. Официальные годы жизни: 1271-1346.
 
Впрочем, дата и место его рождения окончательно не установлены. Часть ученых считает, что Шах Джалал ведет свое происхождение из города Конья (современная Турция) султаната Ром, позже переехал в Йемен. Другие же утверждают, что он и родился в Йемене в деревеньке Канина района Хадрамаут. Его родителями считают потомков Хашимитской династии курайшитов Мекки – Махмуда бин Мухаммада бин Ибрахима и Сайиду Хасину Фатиму. Отец выполнял обязанности главы религиозной общины и имама. Кроме того, был современником величайшего персидского поэта и мистика Джалал-ад-Дина Мухаммада Руми.
 
В раннем возрасте Шах Джалал был отправлен в Мекку к дяде по материнской линии Сайиду Ахмеду Кабиру, под присмотром которого постигал религиозные науки. Здесь он стал хафизом и освоил науку фикха. Также, вступив в суфийский орден, смог достичь духовного совершенства (камалийят).
Согласно легенде, однажды Кабир взял горсть земли и дал ее Шаху Джалалу, сказав, чтобы он отправлялся в Индию проповедовать Ислам там, где почва будет такой же по цвету и запаху, как та, что он ему дал.
Так или иначе, но Шах Джалал уже в 1300 г., в возрасте около 30 лет, оказывается на территории Индии. Здесь он встречается со многими великими учеными и суфийскими мистиками. Стоит отметить, что в Северо-Западной Индии в это время уже процветал Делийский султанат, одно время даже собравший едва ли не весь ученый и культурный цвет мусульманских стран. Однако он не останавливается на этих землях, а продолжает углубляться на восток субконтинента, и наконец, в 1303 г., добирается до Бенгалии.
Шах Джалал становится одним из самых активных проповедников и распространителей Ислама на субконтиненте. Об этом свидетельствует один факт: известный путешественник ибн Баттута, когда был в Сатгаоне, прослышал о нем. Он не пожалел сложного месячного пути через высокие и, в принципе, еще не особо исследованные горы Камарупа, что к северо-востоку от Силхета (Шах Джалал на тот момент проживал там), только чтобы с ним увидеться. Однако на пути к Силхету, в местечке Хабунг, его встретили вышедшие ему навстречу ученики Шаха Джалала, которые провели много дней в пути по его приказу, чтобы встретить и помочь ибн Баттуте в непростом путешествии. Ибн Баттуте и Шаху Джалалу удалось встретиться в 1345 г. Известный путешественник так описал его: «Это высокий красивый худой мужчина, живущий в пещерной мечети и изо всего имущества имеющий только козу, от которой получает молоко, масло и йогурт. Он удалился от мира, но мир сам нашел его. Множество людей ежедневно приходят в его пещеру, желая получить совет или разъяснение в различных жизненных ситуациях». В то время Шах Джалал имел множество учеников не только среди бенгальцев, но и выходцев из других стран.
Свою встречу с Шахом Джалалом и впечатления от нее ибн Баттута описал в классической арабской травелоге «Рихла» (Путевой журнал). Кроме него, о жизни Шаха Джалала мы можем узнать у Амира Хосрова в его книге «Афдхалул Хаваади».
Шах Джалал не был женат и не оставил прямых потомков. Но его подвижничество удивительным образом разошлось волнами и привело к Исламу огромное число бенгальцев. Он умер в Силхете и был похоронен здесь же в местечке, которое сейчас носит название Даргах Махала, на нем выведена эпитафия: «Где он лежит – душа вечна. Один из любимейших аулия Аллаха Шах Джалал».
Невдалеке от мавзолея построена и одна из самых больших мечетей Бангладеша. И сотни преданных паломников посещают его мавзолей ежедневно. Несмотря на то, что с момента его смерти прошло почти 700 лет, современные бангладешцы отдают ему дань памяти: его именем назван университет в Силхете «Университет науки и техники имени Шаха Джалала» и самый большой международный аэропорт Бангладеш «Аэропорт имени Шаха Джалала».
Несмотря на то, что прямых потомков у Шаха Джалала не было, тем не менее, у него был племянник – хазрат Шах Паран. Он отправился в Бенгалию вместе с дядей, обучался у него, а затем продолжил дело его жизни: распространение Ислама среди бенгальцев. Он поселяется в 7 км от Силхета в местечке Хадим Нагар и начинает вести тот же образ жизни, что и его дядя. После смерти Шаху Парану также был установлен мавзолей и рядом построена мечеть, которые до сих пор привлекают паломников. Рассказывают, что рядом с его мавзолеем растет чудесное «Дерево надежд», которое представляет собой тесно переплетенные стволы сразу нескольких деревьев, в том числе – инжира и манго. Плоды инжира паломники употребляют как средство избавления от болезней, манго же – для благословения.
Также продолжателями распространения Ислама в Бенгалии стали и ученики Шаха Джалала – из тех 360, которые пришли вместе с ним на новое место жительства.
Вот наиболее известные из них.
Хазрат Шах Малум – он прибыл на землю Бенгалии скромным учеником великого суфия и остался в памяти бенгальцев как великий учитель. После смерти Шаха Джалала он переселяется в местечко Раджанпур (в Фенчугандж), что в 28 км от Силхета. Сыграл огромную роль в распространении и популяризации Ислама в регионе.
Хазрат Шах Сиддик – также прибывший в числе 360 учеников. Считается, что он ведет свою родословную от Абу Бакра Сиддика (первого халифа в Исламе). В отличие от многих других, он, как считается, оставил свое потомство на земле Бенгалии. Несколько семей в Панчпаре носят фамилию Сиддики. Он жил и проповедовал Ислам на более восточных удаленных землях – почти на границе с современным индийским штатом Ассам. Был похоронен в селе Панчпара.
 
Фатима Манзур,

Пакистан 

Рассылка сайта