Понедельник 29 Май 2017

 

Ибрагим-хаджи Урадинский – воин, политик и ученый

Нередко у современных дагестанцев складывается впечатление, что ученые нашего края в прошлом были заняты только наукой да религией и были замкнуты в своем узком мирке. На самом деле мы видим обратное: часто ученые-дагестанцы, особенно распространено это среди аварцев, лакцев и даргинцев, были наиболее влиятельными лицами в обществе, людьми всесторонне развитыми. То есть они были, так сказать, людьми не только слова, но и дела..
 
К числу таких ученых мы можем причислить Ибрагима-хаджи Урадинского, замечательного ученого, основателя и руководителя известного в Дагестане медресе, блестящего знатока мусульманского права, грамматики арабского языка, одного из первых энциклопедистов Дагестана. И еще – одного из главных организаторов борьбы против полчищ Надир-шаха, ворвавшихся в первой половине XVIII в. в Дагестан.
Ибрагим (впоследствии – Ибрагим-хаджи) родился в селении Урада, в семье знаменитого знатока Шариата, мусульманского права, арабской литературы вообще, основателя и руководителя медресе Мухаммада-хаджи из Урады.
Ибрагим получил хорошее образование у местных алимов, в том числе у своего отца устаза Мухаммада-хаджи, затем совершенствовал свои знания как в Дагестане, так и за его пределами, в странах арабо-мусульманского мира. Имя его было чрезвычайно популярно в Дагестане, особенно как крупного знатока мусульманского права, этико-догматических трактатов. Жители Гидатля, знатоки арабского языка и литературы, единодушно рассказывают о том, что Ибрагим отличался исключительным трудолюбием, жаждой знаний, что он совершил хадж (после которого именовался Ибрагимом-хаджи) и умру (малый хадж), встречался со многими учеными Мекки, Басры, Дамаска, участвовал в дискуссиях по вопросам теории и практики Ислама, мусульманского права. Его авторитет в науке подтверждают многие исследователи ХIХ–ХХ вв.
Ибрагим-хаджи был в свою эпоху самым компетентным из всех юристов (факих) Дагестана и самым проницательным из них. Он же был обладателем широких научных познаний. Его руке принадлежат многочисленные письменные суждения по исламскому праву и великолепные фетвы. С большинством из них ученые не только согласились, но и одобрили.
Известный дагестанский ученый Абдурахман Газикумухский (1837–1901), историограф и зять имама Шамиля, в своих «Воспоминаниях» называет Ибрагима из Урады одним из ведущих дагестанских правоведов XVII–XIX вв.
Назир из Доргели (ум. в 1935 г.) в своем замечательном библиографическом словаре «Прогулка умов по биографиям дагестанских ученых» оставил ценные сведения из жизни ученого: «Хаджи Ибрагим – сын ученого Мухаммада ал-Уради. Урада – это селение в обществе Хид (Гидатль) в Дагестане. Изучал науки у крупных ученых того времени. Он был блестящим ученым и крупным правоведом, чья слава была широко распространена и кто достиг своей цели».
Шейх и ученый-правовед Мухаммадали Чохский сказал об Ибрагиме-хаджи: «Он был широко образованным ученым Дагестана, совершил хадж и малый хадж, встречался с известными учеными, у которых учился. В частности, он встречался в Мекке с шейхом Саидом Мекканским, автором знаменитых фетв, как и с шейхом и большим ученым ал-Газзи, который был шафиитским муфтием в Дамаске и написал комментарий к сочинению ал-Бухари, с шейхом Абдаллахом ал-Басри и др. Они поддерживали дружеские отношения и участвовали в дискуссиях по вопросам науки».
А. Бакиханов (ум. в 1846 г.), иранец по корням и материнскому языку, считал, что из числа всех дагестанцев, знавших восточные языки, заслуживают внимания своей ученостью примерно семь человек, среди которых и Ибрагим Урадинский. Хасан Алкадарский указывал, что в Дагестане, наряду с людьми, просто знающими арабский язык и мусульманские науки, имеются настоящие ученые. Среди 14 наиболее выдающихся представителей науки в Дагестане он также называет Ибрагима-апанди Урадинского. Известный тарикатский шейх Шуаиб (ум. в 1909 г.), происходивший из села Багинуб, счел нужным упомянуть в своем труде Ибрагима-хаджи Урадинского. Назвал он последнего в одном ряду с Хадисом Мачадинским и гидатлинцем по имени Байбун и охарактеризовал их как крупнейших аварских ученых.
Итак, мы видим, что хорошо знавшие восточные языки и при этом прекрасно осведомленные в главных отраслях мусульманского научного блока уроженцы Восточного Кавказа, жившие в XIX – первой половине ХХ в. (по национальности: иранцы, лезгины, даргинцы и лакцы), высоко оценивали урадинца Ибрагима, сына Мухаммад-хаджиява.
 
Биография ученого и его семья
К сожалению, год рождения Ибрагима из Урады точно не известен, о нем не сохранилось сведений. Ни Абдурахман Казикумухский, ни Мухаммадали Чохский, ни Назир из Доргели об этом не пишут. В этой связи мы, полагаясь на первое упоминание Ибрагима-хаджи в письме от 1735 г. казанищенского кадия Шайхмухаммада к отцу ученого-урадинца – Мухаммаду-хаджи, считаем, что на тот момент ему было лет тридцать или немногим больше. То есть Ибрагим-хаджи родился где-то в 1700–1705 гг.
Сведения о дате смерти ученого имеются. Однако дается несколько дат: 1761, 1810, 1850 и т.д. Мухаммадали Чохский указывает на 1810 или 1811 год, с чем не согласен Назир из Доргели, который называет 1760 или 1761 г. Однако арабская надпись надмогильной плиты в с. Урада дает другую дату.
Могила Ибрагима Урадинского расположена на старом кладбище, слева от дороги, ведущей к селению со стороны селения Тлях. На могиле стоит высокая прямоугольная плита. Изящная красивая надпись на плите нанесена в плоском и низком рельефе с изъятием фона: «Год 1184 (1770/71). Этот (текст) составил сын Ибрагима. Когда исчезают с моих глаз усыпальницы, усиливается (страшное) желание. К ним и (душевное) волнение. Мы нанесли на камни имена любимых, которые стали противоядием, лекарством. Это могила шейха шейхов народа («шайхмашиихал-анам»), известного знанием Шариата, мученика от всеобщей чумы, оживителя истлевших следов предшественников (предков), хаджи Ибрагима, сына сведущего (мудрого) хаджи Мухаммада, сына хаджи Али благоразумного. Да смилостивится над ним Аллах в Раю».
Эта дата совпадает с памятной записью ирганайца Дибирила Мухаммада, составленной в конце ХIХ в. Согласно ей: «В 1184/1770–1771 году чума поразила область гидатлинцев, и тогда умерли ученые: Хадис, хаджи Ибрагим, Байбун и Бугажалав, а также другие известные люди». И в памятной записи, и на надмогильной плите указано, что хаджи Ибрагим умер от чумы, совпадает и дата, что заставляет нас остановиться именно на ней.
Об этом же говорят и стихи, сочиненные неизвестным автором, оказавшимся под впечатлением от увиденного в Гидатле всеобщего запустения и массовых смертей.
В стихах говорится о смерти Ибрагима-хаджи, последовавшей вскоре после возвращения из хаджа. По имеющимся данным, весной того года Ибрагим-хаджи решил пойти в хадж во второй раз и отправился в Мекку, чтобы поселиться там и дождаться своей смерти. Однако случилось так, что убили двух его сыновей (по сохраненным записям), но в более достоверном источнике из Гидатля говорится о гибели одного его сына по имени Абдулла в Ахвахе. Известно, что верхний Ахвах аварцы нередко называли Цунта-Ахвах, потому не исключено, что именно там и погиб сын ученого. Жена Ибрагима-хаджи написала об этом мужу и попросила его вернуться на родину. По этой причине ученый выдвинулся из Мекки в обратный путь. По прибытии на родину он застал здесь эпидемию чумы и вынужден был остановиться в палатке, которая была разбита за пределами селения Урада. Однако чума застала его и там. После скоротечной болезни он умер в 1770–1771 г. Известно, что его отец Мухаммад-хаджи умер в 1747 г. в очень преклонном возрасте, прожив около 100 лет.
В книжной коллекции Ибрагима-хаджи, на титульном листе субкомментария на юридический трактат «Джам ал-джавами» был обнаружен текст с ценной информацией о семье ученого: «Хаджи Старший и его дети: Ибрагим-хаджи и Дарха, называемый (над этим словом добавлено: «первоначальное имя») Абдурахман, и Мухаммад, названный Ганжадулав. Дети Ибрагима-хаджи – Самилав, Абдаллах. Дети Дарха – Али, Абубакар, Дархалав и Умар».
В тексте далее идет перечисление имен потомков указанных лиц. Если обобщить данную информацию, то выходит, что у урадинца Али родился сын Мухаммад, а у него было три сына: Ибрагим, ставший позднее ученым с приставкой «хаджи», Абдурахман, более известный как Дарха, и Мухаммад, более известный как Ганжадулав. В библиотеке имеются данные и о потомках самого Ибрагима-хаджи.
Здесь необходимо обратиться к более позднему времени. Согласно биографии первого имама Дагестана Газимухамада, составленной ученым, гимринцем Хассанилавом (умер в 1898 г.) на аварском языке, известно, что его предки происходили из Гидатля. Более того, согласно Хассанилаву, Газимухамад являлся сыном Мухаммада, сына Исмаила, который был сыном Ибрагима-хаджи Урадинского. В то же время, согласно записям на книгах Ибрагима-хаджи Урадинского, не видно, чтобы у него был сын по имени Исмаил. В этой связи возникает предположение, что Исмаил и Самилав – одно и то же лицо, а разночтение может быть связано либо с тем, что Самилав – это прозвище Исмаила, так же как Дарха и Ганжадулав у братьев Ибрагима-хаджи, либо с неправильным чтением редкого имени Самилав, которое было переделано в более понятную для мусульман форму – Исмаил. Таким образом, становится ясной связь Ибрагима-хаджи Урадинского и первого имама Дагестана Газимухамада, возможно приходившегося ученому-гидатлинцу правнуком. Следовательно, отец имама Мухаммад родился в селении Урада в 1767 г., а сам Газимухамад – в селении Гимры в 1795 г.
 
(Продолжение следует)
 

Тимур Айтберов