Понедельник 29 Май 2017

 

Благо – в терпеливом перенесении вреда

Лицемер – это человек, который много жалуется, мало приносит пользы другим и много спорит. Праведные предшественники завещали своим последователям, чтобы они терпеливо переносили вред, доставляемый им людьми. Один из них сказал своему ученику: «Терпи укус комара и скорпиона, дабы ты мог переносить вред других». Как-то раз он увидел мюрида, убивающего комара, и сказал ему: «Как ты можешь стремиться встать на путь тариката – путь приближённых к Аллаху людей – в то время, как ты удовлетворяешь желание своего гнева, убивая комара, а не терпишь его укус?!»
 
Один из шейхов говорил: «Самым величественным нравом мюрида является сохранение уважения к братьям по вере, достойное обхождение с ними и неимение запаса одежды, еды и денег».
Когда праведника аш-Шибли, который находился в лечебнице, пришли навестить несколько человек, он спросил их: «Кто вы?» Они ответили: «Посетители, которые любят тебя». Тут он стал кидать в них камни, они же – разбежались. И он сказал: «О лжецы, если бы вы любили меня, то терпеливо отнеслись бы к вреду, который я совершаю!»
Один из праведников сказал: «Если ты сможешь не гневаться из-за чего-либо мирского, то поступай так».
 
Страх перед Аллахом и надежда на Его милость
Знайте, что человек сможет обрести надежду на милость Аллаха, лишь когда найдет дорогу к спасению и то, что поможет ему в достижении этой цели. Если же человек не найдет путей и способов к спасению, то он окажется в убытке (или банкротом). Страх – это светоч твоего сердца, благодаря которому ты можешь разглядеть хорошее и плохое в самом себе. Ты всегда должен находиться в состоянии между страхом перед гневом Аллаха и надеждой на Его милость, дабы ты, сам того не ведая, не оказался обманутым (истидрадж). Таково завещание шейхов-наставников, которое они передают друг другу. Богобоязненного человека могут увидеть лишь богобоязненные. Женщина, потерявшая сына, желает видеть людей, которые испытали подобную утрату.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не войдёт в Ад тот, кто плакал от страха перед Аллахом, даже если молоко обратно вернется в вымя».
Знай, у каждой вещи есть своя красота, а красотой поклонения является страх перед Аллахом. Когда иблис был проклят и лишен милости Всевышнего, ангелы Джабраил и Микаил (мир ему) долго плакали. Тогда Всевышний Аллах ниспослал им откровение: «Что с вами, почему вы так много плачете?» Они ответили: «О наш Господь, мы не уверены, что находимся в безопасности от Твоего испытания (макр)». Тогда Всевышний обратился к ним со словами: «Пребывайте в этом состоянии, и не будьте уверены, что вы защищены от Моего испытания».
Действительно, человек, достигший духовного совершенства, не бывает уверен, что он избавлен от испытаний Аллаха, до каких бы высоких степеней Творец ни довел его. И если бы Всевышний сказал ему: «Я очень доволен Тобой!» – даже тогда такого человека не покинул бы страх перед испытанием Аллаха Всемогущего.
Всевышний Аллах сказал (смысл): «Те, кто, совершая добро, испытывают в сердцах боязнь» (сура «Аль-Муминун», аят 6). Ученые прокомментировали данный аят следующим образом. Речь идет о тех верующих, которые выплачивают закят и добровольные пожертвования и испытывают в сердце страх, что Аллах не примет у них этого. Ибо они опасаются, что допустили упущения в выплате закята или не выплатили его подобающим образом. Когда сподвижники спросили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) об указанном аяте: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), “испытывающий в сердце страх” – это тот, кто украл, прелюбодействовал или употребил опьяняющее?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, речь идет о человеке, который соблюдает пост, совершает намаз, раздает пожертвования и боится, что Аллах не примет их у него».
Имам аш-Шаарани сообщил: «С нас взяли обет, чтобы мы в любом состоянии склонялись к слабости, а не к силе, и ценили степень познания Аллаха. А условием для познавшего Аллаха является наличие сильного страха пред Господом. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Я лучше всех вас знаю Аллаха и больше всех боюсь Его». С нас еще взяли обет, чтобы мы, когда беда настигнет нас, молили Всевышнего о помощи и просили Его избавить нас от этой беды, а не пытались проявлять стойкость и терпение, как это делают некоторые. Ибо такая стойкость похожа на противостояние воле Аллаха. А иногда наша боль и болезнь могут усилиться так, что мы полностью потеряем терпение. Тогда мы, прибегая к своей слабости и будучи не в состоянии перенести этого, просим Всевышнего Аллаха об облегчении. Лучше проявить свою боль, даже если причиной будет всего лишь укус комара. Всевышний Аллах любит, чтобы Его рабы показывали свою слабость и часто просили о прощении, физическом здоровье и благополучии».
 
Милосердие
О мусульмане, знайте, что Всевышний Аллах жалеет Своего раба больше, чем его родители. Каждому, кто стремится обрести милость Аллаха, следует проявлять милосердие к своему брату. Кааб аль-Ахбар сказал, что в Инжиле (Евангелие) написано: «О сын Адама, насколько ты будешь милосерден к другим людям, настолько будут милосердны к тебе. Как ты можешь надеяться на милость Аллаха, когда ты сам не проявляешь милосердие по отношению к Его рабам?!»
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах милостив к тем, кто милосерден к другим. Будьте милосердны к тем, кто на земле, и Владыка небес будет милосерден к вам».
О мусульмане, остерегайтесь отворачиваться от кого-либо из грешников, когда он просит у вас лекарство. Таким лекарством является поминание Аллаха (зикр). Имам аш-Шаарани сказал: «Тот, кто не будет смотреть на ослушников взглядом милосердия, выйдет из тариката. Никогда не наставляйте людей не совершать плохие дела, пока в сердце своем действительно не сжалишься над ними».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) мягко обращался к человеку, если надеялся, что он примет Ислам. Потому что мягкие слова дают больше надежды на то, что он воспримет наставление. Среди последователей тариката известно, что в глазах тех, кто призывает к Аллаху, любой мусульманин, не выполняющий предписаний Ислама (фасик), подобен вещи, которую они сами потеряли. Где бы призывающий ни нашел её, он её подберет.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также отмечал: «Взгляд, обращенный на лицо брата по вере с любовью ради Аллаха, лучше, чем награда, предназначенная за итикаф (пребывание с целью поклонения Аллаху) в моей мечети в течение сорока лет».
Поистине, милость Всевышнего Аллаха безгранична. Пророк Давуд (мир ему) передаёт следующие слова Всевышнего: «Простить тысячу людей для Меня желаннее, чем наказать одного огнём Ада, ибо Я – Прощающий грехи и Милостивый».
Рассказывают, что некий человек пришёл к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему: «У одной женщины, когда она была на крыше дома, с рук выпал ребенок. И она из сострадания к нему бросилась за ним». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тогда сказал: «Поистине, Аллах милостив к моей общине больше, чем эта женщина к своему ребёнку».
 

Из книги Муфтия Дагестана

шейха Ахмада-хаджи Абдулаева "Благонравие праведников"