Понедельник 29 Май 2017

 

Забытые книги…

Любознательность для любого цивилизованного человека является выдающимся качеством, которое служит ему гарантом богатой духовной жизни. Более того, для любого мусульманина это качество является одним из самых одобряемых. Стремление к знаниям – благородная черта характера, которую мы обязаны воспитывать и в себе, и в подрастающем поколении.
Известно, что первый аят, ниспосланный на Землю, призывал людей к чтению, обучению: «Читай во имя твоего Господа…» (Коран, сура «Аль-Алак»). Есть и немало хадисов, благословляющих поиск знаний.
 
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Того, кто вступил на путь поиска знаний, Аллах наставляет на путь, ведущий в Рай».
Также Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина» (Аль-Бухари); «Приобретайте знания от колыбели до могилы».
Данные хадисы являются доказательством того, что каждый человек обязан постоянно пополнять свои знания. Можно привести ещё много хадисов на эту тему, однако приведённого будет достаточно для понимания сути дела.
Наверняка, встретив в этих изречениях слово «знания», рядовой читатель будет думать, что это непременно религиозные знания либо учёные труды, носителем которых является научно-просветительская и религиозная литература. Мнение это, несмотря на широкую распространённость, нельзя назвать полноценным. Мусульманам не следует делить знания на светские и религиозные, или же на исламские и неисламские. Ведь нельзя забывать, что все знания, которые мы имеем, нисходят от Всевышнего Творца. Нам же предстоит лишь выбрать для себя из океана знаний что-то ценное. А для любого верующего ценными являются те знания, которые приближают его к довольству Аллаха, помогают в поклонении Ему, заключают в себе пользу и для земной жизни, и для жизни вечной. Подтверждение этому найдём в следующем хадисе: «Ищите знания, даже отправляясь в Китай». Здесь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не только призывает людей терпеть трудности и жертвовать всем ради знаний, но и указывает на важную деталь, которая  ускользает от внимания читателя. Задумайтесь, ведь Китай того времени, как и, собственно, Китай современный, отнюдь не является шариатским государством. Люди, населяющие эту землю, в большинстве своём вовсе не отличаются набожностью или усердием в поклонении Единому Создателю. Изучать религию, которую мы исповедуем, а также полезные науки, дозволенные нам, – это, без сомнения, важнейшая задача для мусульман всего мира и всех времён.
Но не лишним будет отметить, что и художественная литература благоприятствует постижению научных и религиозных знаний. Знакомясь с великими классическими произведениями, которые накопило человечество за долгие годы своего существования, мы порой поразительно быстро и остро впитываем, осваиваем те знания, которые предоставляет нам религия и наука. Происходит это потому, что зачастую человеческий разум оказывается более восприимчив к ярким образам, которые рисует нам художественное произведение, нежели к унылым теоремам, формулам, догмам, правилам и т.д. Литература художественная помогает нам понимать религиозную, подобно тому, как отточенные навыки, приобретенные нами при освоении точных наук, помогают нам осваивать гуманитарные.
Однако поиски качественной художественной литературы может иногда привести нас к такому болоту бесполезных, а то и пагубных текстов, что и врагу не пожелаешь столь незавидной участи. Для подобных поисков, как и для многого в этой жизни, требуется подкованность, выдержка и рассудительность. Наша же задача заключается в том, чтобы помочь вам в этом непростом деле. Ведь изречение Гиппократа «Мы есть то, что мы едим», по сути своей, распространяется и на пищу духовную, которую и являет собой книга.
На просторах Интернета нередко попадаются списки книг, рекомендованных к прочтению. Их составителями могут быть известные личности, филологи, литературоведы и др. Но мы, как читатели, должны ясно понимать, что составляли эти списки, или иначе говоря – топы, обыкновенные люди, такие как мы с вами. Главное их отличие от нас заключается в значительной осведомлённости в обсуждаемой области. Но даже тут они могут быть порой весьма субъективными. И когда мы видим, например, что в рекомендованном ими списке отсутствует та или иная книга, представляющая особую ценность для вас, то вспомните то, о чём мы упомянули выше.
Заострить внимание хотелось бы на доброй сотне книг, которые, по мнению составителей, следует прочесть каждому образованному человеку. Позволим себе ещё и небольшое дополнение к предыдущим словам – каждый уважающий себя читатель должен быть знаком хотя бы с половиной представленных там книг.
В упомянутом топе перечислены, по мнению составителей, наиболее выдающиеся произведения своего времени, повлиявшие на культуру людей, их уклад жизни, мировоззрение и т.д. Список этот имеет две версии – английскую и русскую.
Первая версия включает произведения, написанные зарубежными авторами. Он разбит на категории: «Классика», «Поэзия», «Книги, изменившие мир», «Фантастика», «Детективы» и др.
Отечественная версия изобилует шедеврами «Золотого века» русской литературы, что не может не радовать. В списке перечислены имена замечательных классиков XIX столетия – Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Гоголя, А. Пушкина, М. Лермонтова и других.
Конечно, отрадно, что представленные выше произведения пользуются спросом среди читателей и доступны всем желающим. Огорчает, однако, то, что мы не находим в этом длинном списке ни одной книги, принадлежащей исламскому миру. Более того, в обоих списках почти нет имен представителей Востока, а ведь их наследие внесло колоссальный вклад в развитие всего человечества. Вспомним о четырёх великих изобретениях, которые в мировую цивилизацию привнесли китайцы: бумага, книгопечатание, компас, порох. Наиболее древний из дошедших до нас шедевров китайской медицины – «Медицинский канон Желтого императора» (18 томов) – был написан околоII в. до н.э. В Древнем Китае была изобретена десятичная система исчисления. Китайцы достигли вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, чаеводство, изготовление астрономических и сейсмических приборов и др. Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдоуси, Омар Хайям и др.), ученых (Авиценна – Ибн-Сина), философов. Подчеркнём здесь и то, что самым выдающимся достижением исламской культуры является Священный Коран. Имея на руках эти и другие факты, свидетельствующие о важности и величии Восточного мира, мы задаёмся вопросом: почему же составители известного списка не включили туда хотя бы одно из произведений, упомянутых выше? Рассматривая категорию «Книги, изменившие мир», мы найдём «Капитал» Маркса, «Происхождение видов...» Дарвина, «Энциклопедию» Дидро, «Толкование сновидений» Фрейда и др. Но неужели только представители западной культуры преуспели в вопросах человеческого бытия? Есть ли у представителей Востока достойные труды? Конечно же есть. И, более того, труды эти создавались ещё задолго до появления книг, перечисленных нами ранее. А в каких-то случаях явились и фундаментом для появления известных работ. Не лишним будет и дальше перечислять выдающихся авторов исламского мира, которые внесли неоценимый вклад в развитие европейской, а также западной культуры.
А таковыми, несомненно, являются исламские учёные Шараф ад-Дин Ат-Туси, Насир ад-Дин Ат-Туси и Ибн аш-Шатир, которые впервые высказались о возможности вращения Земли по своей оси, а также о её вращательном движении. Выдающийся математик Аль-Хорезми ввёл десятичную систему счёта, дробей, тригонометрических функций и множество других великих достижений, без которых невозможно представить современную математику. Книга упомянутого ранее Авиценны «Канон врачебной науки» с XII по XVII в. использовалась в качестве учебника в лучших медицинских институтах Европы. Арабский физик и математик Ибн аль-Хайсам (965-1051), известный в Европе как Альхазен (Аль-Хазин), – родоначальник оптики, чей труд «Книга оптики» ставится наравне с трудами И. Ньютона за революционные идеи в открытии оптических законов. Труды таких учёных, как Ибн Рушд, Аль-Кинди и Аль-Газали, оказали большое влияние на философскую мысль. ВX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности.
Джабир ибн Хайян считается родоначальником химии. Он описал множество кислот и разработал ранний вариант экспериментального метода исследования в химии.
Этим и многим другим учёным исламского мира обязаны мы сегодня за тот научный прогресс, удобствами которого сегодня пользуемся. Труды одного только Аль-Газали, авторитет которого для мусульман чрезвычайно высок, являются темой отдельного разговора. Его работы «Воскрешение наук о вере» («Ихйа улум ад-Дин»), «Исследование сокровенных тайн сердца», «Наставление правителям», «Весы деяний» и другие затрагивают целый ряд современных наук, таких как философия, психология, биология, физиология, социология. Будучи представителем Средневековья, он так глубоко развивает свою мысль, что даже современные представители Запада не сравнятся с ним в прозорливости.
 Не будем, однако, забегать вперёд, ибо в дальнейшем нам ещё предстоит долгий путь, знакомящий с миром интересных и удивительных книг, являющихся результатом творческого мастерства одарённых и выдающихся людей, связавших свою жизнь с писательской деятельностью.
 
Али Багомедов

 

Студент ДГИ

Статьи номера

Статьи номера

Аналитика

Вопросы веры

Личности в Исламе

Вероучение

Молодость

Интервью номера

Поучительные рассказы

Мазхаб Абу-Ханифы

Детская страничка

Мусульманка

Письма читателей

Вопрос-Ответ

Рассылка сайта