Четверг 25 Май 2017

 

Традиции куначества

 Есть в Дагестане прекрасные традиции – не забытые, но утраченные. Не то чтобы нельзя их вернуть – они просты, близки сердцам людей и демонстрируют только самые лучшие качества нашего народа. Но кажется, что само время против этого.

 

Одной из таких традиций является куначество. Каждый дагестанец слышал слово «кунак». Но представляет ли современное поколение, какой великой силой обладало это слово еще в совсем недалекие времена наших дедов? Сегодня кажется, что кунак – это тот же гость, только пришедший в дом не в первый раз. А между тем, куначество занимало совершенно особое место в отношениях дагестанцев.

Как и сегодня, так и в прежние времена, и сельским жителям, и городским приходилось за свою жизнь совершать немало передвижений по республике и за ее пределы. Нет, мы не были кочевниками или тем более любителями праздных путешествий. Жизнь простых дагестанцев нельзя было назвать легкой, и каждое передвижение имело целью улучшение состояния семьи, разрешение общих проблем и приобретение полезных навыков.

 

Так, например, частым занятием была торговля, и хозяева ездили со своим товаром по городским и сельским рынкам. Чабаны в поисках лучших пастбищ перегоняли свои отары далеко от родных сел. И утоление жажды знаний часто приводило к расставанию с домом.

 

Переезды требовали остановок, ночлегов, отдыха, в конце концов. Прибыв в далекое селение, путник стучался в любые двери и вся семья, проживавшая под крышей дома, радовалась ему как самому родному человеку, любимому брату.

Даже сегодня в дагестанских селах почти нет гостиниц, постоялых дворов или съемных квартир. Этого не было в наших устоях. Принять гостя считалось делом чести, и бывало, люди спорили за право привести к себе усталого путешественника. Раздавшийся в ночи внезапный стук в дверь не приводил никого в бешенство или недоумение. Гость принимался в любое время, получал лучшую еду, занимал почетное место за столом и укладывался отдыхать в самую удобную постель. Решением его проблем лично занимался хозяин дома. И никто не смел задавать гостю лишних вопросов о цели визита или длительности пребывания, ибо это считали неэтичным. Захочет, поведает сам.

 

Так относились к каждому вошедшему в дом, кто бы он ни был, к какой бы нации и вероисповеданию не принадлежал. Особым почетом был окружен представитель другой народности, иного языка. Горцы отлично понимали, как такому человеку трудно в незнакомых, непривычных условиях. Каждый стремился посодействовать ему в делах, причем незаметно, дабы не поставить гостя в неловкое положение.

Через три дня пребывания в стенах дома гость становился почетным членом семьи, которого вводили в широкий круг родственников и посвящали в дела общины. Кунаком. А кунак – это и друг, и брат, и доверенный в одном лице. И двери дома, в котором живет твой кунак, открыты в любое время на любой срок. Пройти мимо, не заглянув в гости к кунаку, когда ты поблизости, значит нанести смертельную обиду.

Прибытие в село чьего-то кунака было особым событием и для других его жителей. Для одного из них это был кунак. Для всех других – гость, священный, оберегаемый человек. Все село начинало хлопотать, узнав о том, что кто-то прибыл в дом соседа. Женщины спешили приготовить угощение и отнести к тем, у кого гостил кунак. Родственники хозяина дома по очереди приглашали его к себе на угощение и ночлег. В решении проблем гостя принимали участие все местные жители.

Ислам отводит теме гостеприимства особенное место. Гость, согласно мусульманскому учению, является тем, кто приносит в дом непреходящую благодать Всевышнего.

 

Существует немало преданий от пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, праведных предков, которые учат верующих самому трепетному отношению к посетителям дома.

Известный хадис гласит: «Верящий в Аллаха и Судный день должен оказывать почести своим гостям» (Бухари, Муслим).

Рассказывают, что брата Любимца Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), четвертого праведного халифа Али (да будет доволен им Аллах), как-то раз застали плачущим, горюющим. Когда же его спросили: «Отчего ты плачешь?» – он ответил: «У меня уже 7 дней нет ни одного гостя. Я боюсь, что Господь пренебрег мною».

Гостеприимство сподвижника Абу Талхи и его супруги Умм Сулайм стало причиной ниспослания одного из аятов Священного Корана. Абу Талха принял у себя в доме и накормил голодного странника, хотя у него самого было мало еды. Он велел своей жене принести все съестные припасы, которые найдутся в доме, и предложить гостю. Гость ел досыта, а богобоязненная чета, пользуясь полумраком, так как трапезу освещала лишь свеча, делала вид, что тоже ест. На следующий день пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поведал им, что Аллах явил ему аят, смысл которого таков:«…Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими» (сура «Аль-Хашр», аят 9).

 

Конечно, нельзя сказать, что гостеприимство больше не имеет силы в домах современных дагестанцев. Мы по-прежнему очень любим принимать у себя друзей, знакомых, родных и устраивать угощения. Как и раньше, готовы оказать им любую помощь. Но то, что касается незнакомцев, исподволь вызывает определенные опасения.

 

И то ли гость пошел слишком уж скромный, то ли понятия очень изменились, но сегодня дагестанец может прибыть в город и не проведать даже близкого родственника. Никто уже не постучит в незнакомые двери, чтобы попроситься на ночлег. А если и постучится, то получит ли ответ?.. Слишком много кругом бесчестья, и любой посчитает излишне опасным и стучаться, и впускать. О том, кто такие кунаки, рассказывают уже по большей части не деды, а даже прадеды, и звучат их рассказы как далекие сказки невиданной страны отважных, щедрых и честных людей.

 

Камила Рамазанова

Рассылка сайта