Понедельник 29 Май 2017

 

Духовные нечистоты: хула, сплетни, клевета

От Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и наших праведных предков, духовных наставников до нас дошло много высказываний о таких пороках, как хула и сплетни. Они должны послужить для нас серьезным предостережением, чтобы не вовлечься в этот грех.

 

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم، كل المسلم على المسلم حرام: دمه وماله وعرضه

«Достаточно будет наказания тому, кто презирает своего брата в Исламе. Для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, кровь, имущество и честь другого мусульманина!»

 

Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إياكم والغيبة ، فإن الغيبة أشد من الزنا

«Остерегайтесь хулы, воистину, хула хуже прелюбодеяния».

Действительно, человек, который совершает прелюбодеяние, вскоре может раскаяться перед Всевышним Аллахом, и Он примет его раскаяние. Что касается хулителя, то Аллах его не простит до тех пор, пока не простит его тот, кто стал объектом его хулы.

Также Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا يدخل الجنة نمام

«Никогда не войдет в Рай сплетник».

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) как-то предложил сподвижникам: «Не сообщить ли вам о наихудших рабах Аллаха?» Те согласились: «Конечно, о Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжил:

المشاؤون بالنميمة المفرقون بين الأحبّة المبتغونَ للبراء المَعايِبِ

«Это те, кто распространяют сплетни, тем самым вводя в смуту и ссоря людей, и те, кто стараются обвинить в чём-то совершенно невиновных людей».

Вот еще одно высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) по поводу хулы и сплетен:

من ألقى جلباب الحياء فلا غيبة له

«Говорить правду о бессовестном человеке не является злословием».

То есть возникает вопрос: а где та грань, когда можно говорить о человеке, о его постыдных делах, и когда нельзя? Один из серьёзных критериев – стыдится ли человек совершенного им, боится ли, чтобы о его делах не узнали люди. Если он стыдится своих грехов, старается скрыть их, то хулить этого человека недопустимо.

Один из праведников сказал:

مثل الذين يغتابون الناس كمن نصب منجنيقا يرمي به حسناته شرقا وغربا

«Люди, которые постоянно заняты хулой, подобны тем, кто установили катапульту, на чашу которой ставят свои благие дела и разбрасывают их на запад и на восток».

То есть человек, который позволяет себе хулить другого, тем самым отдает ему свои хорошие поступки. Они уходят на его счёт. Вот чем опасна хула.

У ас-Саврийи спросили о хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его значении:

إِنَّ اللَّهَ يُبْغِضُ أَهْلَ الْبَيْتِ اللَّحْمِيِّينَ

«Всевышний Аллах гневается на обитателей дома, которые являются любителями мяса». Здесь имеется в виду семья, которая позволяет себе хулить других людей, тем самым поедая их плоть.

В Коране есть аят, где говорится, что хула сродни поеданию плоти мертвого человека. Как недопустимо есть плоть умершего человека, так же недопустима и хула.

Хасану аль-Басри сообщили, что кто-то возводил на него хулу. Услышав это, он наполнил поднос финиками и попросил передать его тому человеку в качестве благодарности – за то, что он отдал ему свои благие деяния.

Когда у Ибн Мубарака спросили о хуле, он сказал: «Если бы я позволил себе хулить кого-то, то это были бы мои родители, ибо они больше, чем кто-либо другой, заслуживают того, чтобы я им отдавал свои благодеяния».

Ибн Атаиллах (кудисасирруху) говорил: «Если вы хотите понять, насколько человек умный, то обратите внимание, как он реагирует, когда ему рассказывают о ком-либо: привлекают ли его внимание недостатки того человека, начинает ли он на них останавливаться, смаковать их. Если он так поступает, то это человек, внутренний мир которого разрушен».

Не допускайте, чтобы ваше внимание привлекали недостатки людей. Объектом нашего внимания должны быть собственные недостатки, пороки и проступки.

Ибн Атаиллах также добавил: «Воистину, верующий старается сохранить честь своего брата-мусульманина».

Если вам рассказывают о каком-то человеке, упоминая его недостатки, то необходимо пресечь разговор и защитить его честь. Один арабский поэт написал:

جراحات السنان لها إلتئام  و لا يلتام ما جرح اللسان

«Раны, нанесённые зубами, быстро рубцуются.

Однако не заживут раны, нанесенные языком».

 

Подытоживая эту часть урока, хочу обратить ваше внимание на следующее. Мы сейчас убедились, насколько высока исламская мораль, нравственность, и насколько серьёзным грехом является обсуждение недостатков других людей. Представьте себе общество, которое было бы лишено этого порока.

На самом деле, очень многие люди, и религиозные, и нерелигиозные, страдают этой болезнью. Потому что эго человека приятно говорить о недостатках другого, тем самым возвышая себя в собственном мнении, –ведь ты не допускаешь подобных проступков!

Дай Аллах, чтобы объектом нашего внимания были недостатки, проступки и грехи, которые совершаем мы сами. Это то, над чем нужно работать. И поверьте, в душе найдутся такие недостатки и пороки, задумываясь над которыми, не будет времени думать о недостатках других людей.

Дай Аллах, чтобы мы проделали на этом пути большую работу и достигли того состояния, которым доволен Всевышний.

 

Зайнулла хаджи Атаев, богослов.

По книге муфтия Дагестана

шейха Ахмада хаджи Абдулаева

«Сады благонравия праведников»