Понедельник 29 Май 2017

 

«Махалля 2.0», или Как стать мусульманским лидером

В конце прошлого месяца в столице Татарстана – Казани состоялось, считаю, важное событие в жизни мусульман. На протяжении нескольких дней в Казанском федеральном университете работала Школа мусульманского лидера “Махалля 2.0”. Осуществлялась эта работа в рамках реализации Программы подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры Ислама.
 
Организаторами данного мероприятия выступили Казанский федеральный университет (Центр развития исламского образования) и Российский исламский институт.
 
Мероприятие включало в себя пятидневный курс лекций и тренингов, основной целью которых явилось раскрытие общественно полезного потенциала молодых мусульман Республики Татарстан в деле донесения незыблемых ценностей Ислама до наших сограждан и развития социальной инфраструктуры мусульман.
 
Регистрироваться на участие в Школе можно было при одном условии: команда должна была состоять из четырёх человек. По словам организаторов, это явилось своего рода и причиной отсева участников. Ибо если не может собраться команда всего лишь из четырёх человек, то тогда как можно вести речь о единстве всех мусульман. Умение же объединять и вести общую единую, целенаправленную работу – настоящее искусство, а следование за своим лидером – это уже половина успеха.
 
Школа мусульманского лидера “Махалля 2.0” это доказала.
 
Ну, начнём по порядку. Программа Школы состояла из четырёх параллельных образовательных блоков: менеджерского, проповеднического, СМИ и педагогического.
 
В качестве лекторов для каждого из направлений были привлечены специалисты, эксперты. Например, в группе проповедников лекции прочитали Юсуф-хазрат Давлетшин, имам-хатыб мечети Тауба (г. Нижнекамск), Лейсан Низамутдинова, психолог Российского исламского института, и др. В группе «СМИ» в качестве лекторов выступили – Хаджи-Мурат Раджабов, главный редактор портала Islam.ru, Фирдаус Вагапова, исполнительный директор Программы исламских исследований (Н. Новгород), Ильшат Саетов, директор Российско-турецкого научного центра Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино, Муслимат Раджабова, руководитель пресс-службы Дагестанского гуманитарного института, Шамиль Кашаф, редактор ИД «Дело» РАНХиГС при Президенте РФ, и др.
 
Темы бесед тоже были самыми разнообразными – от информационной деятельности религиозной организации, проведения пресс-конференций, ораторского мастерства, основ педагогики и психологии до основ психологического консультирования, конфликтологии, специфики преподавания в религиозных учебных заведениях, «джамаатизации» Ислама и т.д.
 
В течение пяти дней заявленные команды должны были под руководством лекторов составить дорожную карту своего проекта, оформить его, подготовить презентацию, методы и способы его реализации. В заключительный день работы Школы каждая из команд презентовала проект, лекторы же выступили в качестве экспертов, задавали вопросы, предлагали реальную помощь в их осуществлении.
 
Командами было представлено около 20 работ, направленных на развитие мусульманской социальной инфраструктуры, среди которых и открытие молельных комнат в торговых центрах, вузах, открытие исламского детского сада, исламское страхование, создание фитнес-клубов для мужчин и женщин и др.
 
Стоит отметить, что работа Школы в эти дни показала сплочённость мусульман в миниатюре. Учитывая, что часть лекций проводилась в одном корпусе Казанского федерального университета, общие лекции для всех групп – в другом корпусе, обед и ужин был в третьем корпусе, а между лекциями ещё необходимо было успеть вовремя совершить все пять намазов, можно смело утверждать, что лидерские качества участников проявились в полной мере. А сплочённость как слушателей, так и экспертов и организаторов, наглядным образом в очередной раз доказала, что мусульмане могут быть едины и должны быть таковыми, чтобы совместными усилиями решать общие, как мировые, так и региональные, проблемы, которые сегодня, увы, искусственным образом разъединяют нас.
 
Почём журналистика?
 
В рамках работы Школы мусульманского лидера “Махалля 2.0” был проведён круглый стол «Медиаполитика и информационные стратегии мусульманских организаций», главным гостем которого явился журналист, общественный деятель Максим Шевченко.
 
После небольшой самопрезентации, участники круглого стола поговорили о роли и месте журналистики в современном обществе. Фирдаус Вагапова, доцент кафедры теории политики и коммуникации Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета, отметила, что журналистика должна умело вписываться в новую систему свобод и заниматься поиском новых решений.
 
«Специфика исламских СМИ заключается не просто в удовлетворении общества информацией, это инструмент для реализации миссии на земле. Необходимо продвижение информационно-толерантного пространства и интеграция мусульман в российское журналистское сообщество. Сегодня есть дефицит в журналистах с этноконфессиональным компонентом, которые могли бы давать адекватную оценку происходящим событиям», – отметила она.
 
Максим Шевченко дал своё определение журналистике в эпоху современного общества. «В философском смысле человек ищет развлечения, поэтому ему важен живо и интересно написанный текст. Читатель должен ощущать пульс времени и дыхание эпохи, сопричастность к происходящему. Журналистика – это технология, умение кратко и интересно формулировать большие, сложные мысли», – заметил журналист. По его словам, журналистика всегда опиралась на два слагаемых. Первое – законы, которые нельзя менять: композиция, драматургия и жанры материала, и второе – журналистика в свободном обществе зависит от того рынка потребления, который создают для себя журналисты. Шевченко считает: журналистика может существовать только тогда, когда тысячи и миллионы готовы читать и за это платить.
 
Далее модератором круглого стола Ильшатом Саетовым, директором Российско-турецкого научного центра Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино, был задан вопрос: а возможно ли существование исламской журналистики?
 
Участниками были озвучены разные точки зрения, среди которых: не происходит ли подмены между понятиями «даават» и «журналистика»? На данное заявление Максим Шевченко ответил: «Задачи даавата и задачи журналистики разные. Некоторые мусульманские издания имеют формат проповеди, но это не журналистика. Многие из них уходят в небытие, потому что обходят социально-политические вопросы, такая же ситуация наблюдается и с православными журналами. Права человека – это разве не мусульманская проблема? Еще как! Мусульманским СМИ требуется расширение дискурса, освещение актуальных политических и социальных тем, написанных профессиональным языком, а к этому уже может быть добавлена некая исламская аранжировка». При этом было ещё раз подчёркнуто, что если аудитория готова платить, покупать – это и есть журналистика.
 
Мною же в качестве примера был приведён Дагестанский гуманитарный институт, который готовит профессиональных журналистов, знающих основы религии, в частности Ислама. Студенты нашего вуза имеют возможность проходить практику не только в исламских СМИ, но и в светских.
 

Муслимат Раджабова

Рассылка сайта