Воскресенье 30 April 2017

 

ЧТО ТАКОЕ ИСКАТ?

- Искат является как бы уплатой штрафа за пропущенные долги по намазам, постам, закятам, хаджам и т.д.

Способов уплаты два: 1) Обязательная уплата, когда покойный оставляет после себя имущество, т.е. после самых необходимых расходов на похороны возмещаются долги перед Аллахом, потом - перед людьми и лишь после этого исполняется его васият для возмещения его долгов. 2) Желательная уплата, когда покойный не оставляет после себя имущества и наследникам желательно исполнять искат из своего имущества.

Все алимы сочли дозволенным поститься за умершего и платить штраф. Если человек не соблюдает пост, и на это у него есть разрешающая в Исламе причина, и перед смертью не было возможности его возместить, то за него не надо платить штраф. А если у него была возможность и он не возместил пропущенные посты, тогда после его смерти раздают беднякам за каждый пропущенный пост муд пшеницы (700 гр). Каждый год за невозмещенный пост прибавляется по одному муду. Например, если человек пропустит один пост и не возместит его в течение 10 лет, то на одиннадцатый год он должен возместить пост и выплатить штраф 10 мудов. Также выплачивают штраф и за покойного.

По мазхабу имама Шафии выплачивать штраф за пропущенный намаз или возмещать его за покойного не допускается. Но алимы мазхаба Шафии Субукию и ибн 'Асрун допускают возмещение намаза за умершего. А по мазхабу Абу Ханифы, чтобы искупить грех за пропущенные намазы и посты, разрешается выплатить штраф в размере половины саха (сах - мера объема, равная 3 л ) пшеницы за один пропущенный намаз или пост. Штраф по его мазхабу выплачивается, как мы уже говорили, из оставшегося имущества умершего, но если у него нет достаточного имущества, чтобы выплатить долг, тогда его наследник берет пол-саха или больше в долг и дает его в качестве Милостыни бедняку. И бедняк добровольно возвращает ему обратно. Наследник опять дает его бедняку, тот опять возвращает. Таким обра зом они передают друг другу, пока долг умершего не закончится.

Есть такие, которые порицают этот метод и называют его обманом бедняков. Но это вовсе не так. Порицающие тех, кто следуют мазхаб великого имама Абу Ханифы, в первую очередь, порицают его и считают себя более знающими и более умными, чем великий имам. Не они не знают, что их кажущиеся знания по сравнению со знаниями великого имама ничтожны, и если бы у них был здравый ум, они не опровергали бы слова всеми почитаемого имама.

Чтобы быть имамом мазхаба, человек должен знать наизусть Коран, свыше 400 тысяч хадисов, арабскую грамматику, риторику, юриспруденцию, также он должен знать причины ниспослания аятов, где и как были они ниспосланы, все хадисы, толкующие трудные аяты отменяющие и отмененные аяты, должен быть богобоязненным благочестивым, аскетом, набожным, должен обладать всеми совер шейными и прекрасными качествами. А имама Абу Ханифу считают великим имамом даже среди имамов четырех мазхабов.

Что касается того, является ли вышеупомянутый метод обманом я скажу, что тот, кто говорит так, ничего не понимает в религии. Это не является обманом, ведь тот, кто дает милостыню бедняку, не отнимает у него ничего, и бедняк имеет полное право распорядиться ею, но он соглашается поступить именно так, потому что хочет своему умершему брату того же, чего желал бы себе после смерти, т.с искупления грехов. После того как бедный человек возьмет милостыню, он является ее хозяином, но когда он возвращает ее безвозмездно тому, кто дал ее, хозяином ее вновь становится тот, кто дал милостьню, и тогда он опять дает ее бедному.

Здесь может возникнуть вопрос: если искат искупает грехи, то мс гут ли богатые люди и те, кто неполноценно веруют в Аллаха, и совершать намаз, надеясь на то, что после их смерти искупят их грехи? Ответ на этот вопрос таков: искат не искупает те грехи, которые человек совершил противясь наказам Аллаха, или если человек будет следовать наказам Аллаха из лени. Искат - это выплата штрафа за невозмещение наказов Аллаха, пропущенных по какой-нибудь разрешающей по Шариату причине, а также за неполноценное следование наказам Аллаха из-за неграмотности или по другой причине. Искат делается в надежде на Аллаха, что Он благодаря искату облегчит нам муки за невыполнение Его наказов должным образом. Поэтому алимы говорят, что делать искат, даже за человека, который не пропустил намаз, пост и т.д., является желательным, ибо не каждый исполняет обязанности перед Аллахом как положено.

Статьи номера

Рассылка сайта