Четверг 25 Май 2017

 

Мархаба (добро пожаловать), зима!

Зима – это «добыча» для поклоняющихся рабов Аллаха

 

Подхожу к окну, на улице темно, а на город ложатся снежинки – вот и наступила зима. Мы, мусульмане, должны радоваться ей, поскольку в это время у нас есть большая возможность приблизиться к Аллаху, совершить больше благих дел. 

Многие сподвижники и праведные предки говорили о зиме, поясняли, что она является «добычей» для верующего человека, и проявляли активность в её завоевании. Сообщается от Абу Усмана ан-Нахдию, что Умар ибн Хатаб сказал: «Зима – это добыча для поклоняющихся» («Хильяту аль-Авлия»,
№ 1/26).

 

Об этом говорил и Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Зима – это весна для верующего, ночь удлинилась, и я встаю (для поклонения), день укоротился, и я соблюдаю пост» («Макасиду аль-Хасанати ли-Сахави», № 588).   

 

Ибн Раджаб сказал: «Ночное поклонение равно дневному посту в жаркое время» («Лятаифу Маарифлиль-Ханбали», № 1/356).

 

Когда ночь удлиняется, можно дольше поспать и с лёгкостью встать для ночного поклонения Аллаху, а когда день укорачивается, верующему легко соблюдать пост – в этом и заключается добыча для поклоняющихся рабов Аллаха. Подобно тому, как животные весной пасутся, набирают вес, а в результате улучшается качество их мяса, так и религия верующего улучшается через деяния, облегчённые Аллахом в зимнее время. Мусульманин может зимой соблюдать пост, не испытывая никаких трудностей – ни голода, ни жажды, поскольку день бывает коротким и холодным. В «Муснаде» ат-Тирмизи сообщается, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Пост зимой – это холодная добыча». Абу Хурайра как-то спросил: «Не направить ли вас на холодную добычу?»«Направь». И Абу Хурайра ответил: «Соблюдайте пост зимой». Под словом «холодная добыча» имеется в виду «полученная без сражения, усталости и трудностей». 

 

 

Если зимой, к примеру, поспать, а затем прочитать Коран, то и тело отдохнёт, и религия улучшится. Яхья ибн Муаз говорил: «Ночь длинная, не укорачивай её сном; Ислам чист, не пачкай его своими грехами; ночь в летнее время настолько коротка и жарка, что и выспаться не успеешь». Ибн Масуд говорил: «Мархаба (добро пожаловать), зима, ниспосылается в это время баракат, удлиняется ночь для поклонения и укорачивается день для соблюдения поста». Хасан аль-Басри соглашался: «Прекрасное время для верующего – зима. Ночь у неё длинная – для поклонения, а день короткий – для поста». Когда наступала зима, Убайду ибн Амир говорил так: «О чтецы Корана, удлинилась ночь для вашего чтения, так читайте, и укоротился день для вашего поста, так соблюдайте. Ночное поклонение зимой равно посту в летнее время». Многие праведники сожалели, когда упускали такую прекрасную возможность приблизиться к Творцу. Когда Муаза , находящегося при смерти, спросили о причине его слёз, он ответил: «Я плачу, потому что сожалею, что упустил ночное бодрствование в зимнее время года…» («Лятаифу Маарифлиль-Ханбали», № 1/356).

 

 

Совершение полноценного омовения

 

Ещё одно поклонение, с помощью которого можно добиться довольства Аллаха, это совершение полноценного омовения в холодное время. Однажды Пророк(мир ему и благословение) спросил: «Не указать ли вам то, с помощью чего Аллах стирает прегрешения и возвышает степени?» Ему ответили: «Конечно, о Посланник Аллаха(мир ему и благословение)!» Тогда он сообщил: «Это – полноценное совершение омовения, несмотря на неприятное (подразумеваются различные трудности при совершении омовения, например, холод, а также долгая дорога до мечети, ожидание между молитвами), и это для вас – рибат (укрепление на границе) (в данном случае имеется в виду джихад, борьба, которую с помощью названных Пророком (мир ему и благословение) средств человеку необходимо постоянно вести против собственной души, побуждающей его к дурному, а также против наущений шайтана))» (Муслим, № 251). 

 

Если человек зимой делает омовение в натопленной комнате тёплой водой, то к нему это не относится. Тут имеется в виду именно перенесение трудностей. В сложном положении совершение полноценного омовения является характерной чертой имана.

 

 

Сообщает ибн Саду, что Умар ибн Хаттаб перед смертью сказал своему сыну: «О сын мой, у имана есть свои качества». На вопрос: «Какие?» – Умар пояснил:
1. Соблюдение поста в жаркое время.
2. Проявление терпения в беде.
3. Полноценное омовение в холодное время.
4. Скорейшее выполнение намаза, если небо покрылось тучами.
5. Неупотребление опьяняющего.

 

Авзаию передаёт от Яхьи ибн Абу Касира следующее: «В ком есть шесть вещей, в том есть полноценный иман, одни из них: соблюдение поста в жаркое время и совершение омовения – в холодное…».

 

В книге «Зухд» имама Ахмада приводится от Атаи ибн Ясара следующее: «Однажды Пророк Муса спросил: “О мой Господь, кто будет под тенью твоего Арша?” Аллах ответил: ”Это будут люди с чистыми сердцами, полюбившие друг друга ради Аллаха, полноценно совершающие омовение (преодолев трудности)…”».

 

Некоторым табиинам было сложно делать омовение зимой, один из них взмолился к Аллаху, и после этого в холодной воде образовывался пар. Однажды Абу Суляйман по дороге в хадж в очень холодную погоду увидел взрослого человека, на котором было всего лишь два одеяния, но при этом он был вспотевшим. Абу Суляйман удивился этому и спросил о причине такого состояния, тот ответил: «Холод и тепло – это творения Аллаха, если Он повелит им покрыть меня, то они покроют, если повелит оставить, то оставят».

 

Имам Малик сказал: «Савфан ибн Салим совершал ночной намаз зимой на голой земле на улице, а летом – внутри дома. Бодрствовал в жару и холод до рассвета, при этом говорил: “Это старание от Савфана, и Ты об этом ведаешь”».

 

 

Ночное бодрствование

 

Одно из лучших дел и величайших поклонений – это ночное стояние в молитве. Велико воздание тому, кто поклоняется ночью. Ибн Умар по ночам практически не спал. Хасан аль-Басри говорил: «Самое лучшее поклонение – это намаз, совершённый в середине ночи, это самое лучшее средство, приближающее раба к Аллаху». Также он сказал: «Нет поклонения тяжелее, чем это (ночное бдение)». Увидев во сне Сальмата ибн Кухайла, произнёс: «Самое достойное деяние – это поклонение, совершённое в середине ночи, не было среди деяний достойнее, чем это». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) побуждал людей к выстаиванию ночной молитвы, сказав: «Лучший намаз после обязательного – ночной» (Муслим, № 2821). Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто выстоял 10 аятов, не будет записан среди беспечных, кто выстоял 100 аятов, будет записан с набожными, кто выстоял 1000 аятов, будет записан среди накопивших богатство» («Сунан» Абу Дауда, № 1398).

 

Также не стоит забывать о том холоде, который будет в аду, и нужно просить Аллаха защитить нас от него. Сообщается от Абу Хурайры и Абу Саида аль-Худри следующий хадис: «Если будет холодный день и раб скажет: ”Ля иляха илляллах, никогда не было так холодно, как в этот день, о Аллах, освободи меня от холода ада!”, то Аллах обратится к аду: “Один из Моих рабов просил Меня освободить от твоего холода, и Я свидетельствую тебе, что Я его освободил”. Люди спросили: “Что означает «холод ада»?” И Пророк (мир ему и благословение) ответил: “Холод ада – это помещение, куда бросают кяфиров, из-за сильного холода в нём части тела будут отделяться друг от друга”».

 


От Кааба передаётся хадис: «В аду есть холод, от которого будет отпадать мясо, и грешники будут просить помощи даже у адской жары».

 

И напоследок напомним, что зимой нужно тепло одеваться, беречь себя. Аллах по Своей мудрости создал холод и жару приносящими пользу Его рабам. И нам велено сохранять себя от вреда, который они могут нанести.

 

Сообщает ибн Мубарак от Савфана ибн Амру, от Салима ибн Амира следующее: «Когда наступала зима, Умар ибн Хаттаб отправлял в Шам письмо с наставлением, чтобы готовились к зиме, надевали тёплую шерстяную одежду, хуффайни (кожаные носки). Так он беспокоился о сподвижниках и своём народе». Однажды Пророку Дауду было ниспослано откровение Аллаха, чтобы он готовился к зиме, дабы уберечь себя от холода.
Мы просим Аллаха дать нам возможность в эту зиму совершить больше поклонений и избежать болезни. Если у кого-то есть посты, которые необходимо возместить, то зима – самое подходящее время для этого, и, несомненно, это большая милость Всевышнего.

 

 

Статья составлена по книге «Лятаифу Маарифлиль-Ханбали»

 


Материал:
Гаджимурад Омаргаджиев
 

Статьи номера

Статьи номера

Колонка редактора

Аналитика

Суфизм

Вопросы веры

Личности в Исламе

Ислам и здоровье

Искусство

Детская страничка

Семья в Исламе

Вероучение

Мазхаб Абу-Ханифы

Письма читателей

Вопрос-Ответ

Рассылка сайта